Старыгин Игорь Владимирович
Заслуженный артист России (1992)
Родился 13.06.1946, Москва
Лауреат премии ФПС РФ «Золотой венец границы» за работу в сериале «Государственная граница»
Детство
Очень часто актеров отождествляют с их киногероями. Вот и рассказывая об Игоре Старыгине так и хочется начать – родился он в семье потомственных дворян… Однако, как говорится, никакой «голубой крови» в его родословной нет. Родители Игоря – самые обычные люди, родом из Рязанской губернии. Папа был гражданским летчиком, мама работала на разных работах, одна из которых - кассир театральной кассы. Родился Игорь в Москве, и детство его прошло в коммуналке.
Немаловажную роль в воспитании Игоря сыграли его бабушка и дедушка. Хотя бабушка и была полуграмотной, не могла правильно расписаться, но она была на редкость интеллигентной и эти качества смогла передать внуку. Дед Игоря был сотрудником НКВД. Как рассказывает сам актер: «В доме его все побаивались, а я мечтал быть на него похожим». С детских лет мальчиком овладела мечта стать разведчиком. «Я знал, где дома лежит дедов пистолет, и тайно играл с ним. Любил детективы. Всерьез готовился к поступлению в службу безопасности, выспрашивал обо всем деда», - признавался Игорь Старыгин.
Начиная с пятого класса, Игорь стал посещать театральную студию. Правда, записался он туда скорее чтобы как то убить свободное время, а вовсе не от тяги к высокому искусству. «Не могу сказать, что это мне было совсем уж не интересно. Может быть не сам процесс лицедейства, изображения из себя кого-то на сцене, а в большей мере процесс подготовки меня все-таки привлекал. Девочки шили костюмы, мы с пацанами мастерили декорации - работать руками у меня получалось исправно, в общем, у нас была приятная, как сейчас говорят, тусовка», - вспоминает он.
Еще одной причиной посещения студии была тайная любовь Игоря к одной девочке. Но признаться в своих чувствах он так и не решился. Игорь вообще был очень застенчивым мальчиком, а в отношениях с девушками и подавно оставался робок и ненастойчив. Зато сами девушки не могли оставить без внимания красивого и интеллигентного мальчика. По признанию Старыгина, в старших классах они сами назначали ему свидания…
Выбор профессии
Как уже говорилось, Игорь с детства мечтал стать разведчиком. Постепенно эта мечта трансформировалась в более реальную. По окончанию школы он решил поступать на юридический факультет МГУ.
Однако экзамены в МГУ были в июле, в то время как во все театральные вузы - в мае. Многие из друзей Игоря, окончив школу, решили попробовать себя в актерской профессии. За компанию с ними отправился и он.
Далее слово самому Старыгину: «Собственно, я совсем не готовился, потому, что собирался поступать в Юридический, а на экзамены явился даже не причесанный. Вышел к приемной комиссии и прочитал «Василия Теркина», которого я учил в пятом классе к школьному празднику. Представьте, это мой-то «суповой набор» с лицом Казановы читает героического Твардовского. Комиссия обалдела, а председатель спрашивает: «У вас есть еще что-нибудь?», - «Нет!», - отвечаю безразлично. «Ну, наглый ты пацан!», - заключил председатель приемной комиссии и сразу перевел меня на третий тур».
В итоге никто из друзей Игоря не прошел, а его приняли в ГИТИС, зачислив на курс Василия Андреевича Орлова. «Всем, что умею, я обязан ему», - признается актер.
Первые роли в кино
На втором курсе Игорь Старыгин впервые снялся в кино. Он сыграл небольшую роль адъютанта Рыбочкина в военном фильме Александра Столпера «Возмездие». Эта работа была, так сказать, нелегальной. Студентам запрещали сниматься в кино, и Старыгин сыграл тайком, во время зимних каникул. К слову, в институте так и не узнали о работе Игоря, поскольку фильм по политическим соображениям надолго «лег на полку».
Зато следующая картина уже никак не могла остаться незамеченной. Речь идет о лирической повести Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Тогда Игорь уже учился на четвертом курсе. Вместе с другими студентами он не раз наведывался на киностудию имени Горького в надежде получить какую-нибудь роль. Ребятам, которым постоянно не хватало денег, очень хотелось подзаработать.
Таким образом, Старыгин и обратил на себя внимание Станислава Ростоцкого. Правда, первоначально режиссер отказал Игорю и его друзьям, объяснив, что для его фильма они староваты. Но уже через месяц ассистентка режиссера предложила Игорю почитать сценарий, чуть позже он был утвержден на роль Кости Батищева.
Картина «Доживем до понедельника» собрала немало призов и даже была объявлена лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Игорю Старыгину же она принесла первую известность и первых поклонниц…
Первый брак
К началу съемок фильма «Доживем до понедельника» Игорь уже был женат. На третьем курсе он женился на своей однокурснице. Игорь Владимирович вспоминает: Это была очень красивая девочка с прекрасной фигуркой. Мы вместе сдавали вступительные экзамены и оказались в одной группе. Но, как это часто бывает, когда общаешься каждый день, то не замечаешь, насколько милое создание рядом с тобой. Я долгое время воспринимал ее просто как однокурсницу, а однажды обратил внимание, как на женщину. В общем-то, я за ней и не ухаживал, все произошло, как должное. У меня есть принцип: если переспал - женись…»
У девушки Игоря были очень обеспеченные родители, которые организовали шикарную свадьбу. Но, как признается он, «сексуальная привязанность - это далеко не все, что способно удержать семью», поэтому их брак просуществовал недолго. Спустя год они развелись…
70-е годы
После окончания в 1968 году института Старыгин пришел работать в ТЮЗ. Там он познакомился со своей будущей второй женой. Мика Ардова, которая к слову старше Игоря, в то время была замужем и готовилась родить вторую дочь. Рассказывает Игорь Владимирович: «Поначалу я видел в ней просто милую, обаятельную женщину. И вот однажды мы столкнулись в актерском коридоре, я ей в шутку говорю: «Мик, ну посмотри на себя, что ты такое пузо отрастила?», а потом заметил, что она нахмурилась, и продолжил: «Ты не обижайся, солнышко, они же все тебе завидуют, у тебя же будет ребенок!» Потом Мика мне рассказала, что эти слова перевернули ее отношение ко мне...»
Спустя год после рождения дочери Анны, Мика рассталась с мужем и ушла жить к Игорю. «У Мики был замечательный муж, мы с ним до сих пор дружим, - признается Старыгин. - У меня вообще так получается в жизни, что я со всеми бывшими женами, их мужьями и прочими участниками брачных событий сохраняю дружеские отношения, я ни с кем не расстаюсь по-хамски, поэтому, случайно встречаясь через какое-то время, мы целуемся, ходим друг к другу в гости, знакомим «бывших» со своими «нынешними». С мужем Мики мы тоже все решили интеллигентно, он только спросил: «Ты будешь воспитывать моих детей? Ты же сам еще пацан!». Я сказал: «А почему бы нет?», - и он мирно ушел...»
Так Игорь в одночасье получил сразу и жену и двух дочерей. А в 1978 году у Игоря и Микки родилась дочь Настя. Она не пошла по стопам родителей, став художницей. Со второй женой Игорь Старыгин прожил двенадцать лет. И сейчас он считает, что это была единственная его настоящая семья…
Все эти годы Мике приходилось терпеть необыкновенную популярность своего мужа. После окончания института Игорь много снимался в кино. В 1969 году вышли две картины с его участием. В детективной драме Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве» он сыграл отрицательную роль – одного из хулиганов, виновных в смерти юноши. Тогда же он снялся в очень популярном приключенческом телефильме «Адъютант его превосходительства».
Потом последовали другие работы, наиболее заметной из которых была роль Норбера Де Ля Моля в драме «Красное и черное». Стоит отметить, что Игорю очень часто доставались отрицательные роли. Но даже эти работы прибавляли ему зрительской любви. Актера забрасывали многочисленными признаниями в любви, у выхода из театра его неизменно поджидали толпы поклонниц, и Игорю приходилось скрываться от них. Здесь стоит отметить, что порою ему доводилось получать и послания типа: «Я вас ненавижу. Вы плохой человек». Что еще раз подчеркивает, как убедителен был актер в своих ролях. И все же всенародная популярность у Старыгина была еще впереди.
Арамис
Наверное, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». После выхода этой картины уже достаточно известные в кино артисты Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов стали суперзвездами. Сотни мальчишек подражали им, многочисленные детские игры свелись к играм в мушкетеров. Игорю Старыгину довелось сыграть в картине роль Арамиса.
На роль Арамиса Старыгина утвердили буквально с ходу. Казалось, ему и не надо было притворяться - он играл самого себя, молчаливого иезуита, красавчика-хитреца, который всегда себе на уме.
Вспоминает Вениамин Смехов: «Игорь Старыгин мне понравился как актер в фильме «Доживем до понедельника». В жизни он показался хрупким интеллигентом. Последнее - правда, а с хрупкостью я ошибался. Все бури и натиски нашего «курортного спортлагеря» Игорь выдерживал как-то легко и гордо: падал ли он с лошади или попадал под постоянный обстрел юмора и сатиры господ Портоса, Д'Артаньяна и Де Жюссака (он же Володя Балон)». Правда, стоит отметить, что и Старыгин в долгу не оставался. Не зря вся киногруппа в шутку прозвала его «гюрзой» - за едкие подколы.
Все актеры снимались в картине с огромным куражом. «Мы были молоды, азартны, у нас было миллион баб, шпаги, кони! – восхищенно вспоминает Михаил Боярский. – Это были сумасшедшие дни счастья и непонимания того, что происходит…» Мушкетеры подтрунивали друг над другом, соперничали, кутили и сами не заметили, как стали неразлучны. «Все делилось поровну, – продолжает Михаил Боярский. – Деньги – общие, еда – общая, все общее. И это было счастье безумное, какая-то дружба наотмашь». «Мы жили жизнью мушкетеров и в кадре, и вне кадра, – говорит Игорь Старыгин. – Иногда даже путали, где мы: на съемках или в номере гостиницы». Как знать, может быть, именно настроение, царившее тогда на съемках, и принесло фильму такую невероятную популярность.
Личная жизнь
Со второй женой Микой Игорь Старыгин расстался, прожив почти 12 лет. Как он сам признается, причиной был один из его романов. Разошлись они по мирному, и сейчас продолжают сохранять дружеские отношения. Все эти годы Игорь не терял связи и со своей дочерью. «Настя - мой самый дорогой и любимый человек, - признается он. - Я горжусь своей дочкой, а она гордится мной».
Третьей женой Игоря была балерина, четвертой - продюсер из Свердловска, которую он привез в Москву. Но оба эти брака оказались недолговечными…
80-е годы. Театр и кино
Сразу же после «Мушкетеров» на экраны вышли первый и второй фильмы «Государственная граница», где Старыгин сыграл роль белого офицера Владимира Дановича. Причем сыграл, как всегда, с присущим ему обаянием и интеллигентностью, благодаря чему его персонаж вызвал симпатию зрителей.
Правда, зрители могли бы и не увидеть этой картины. За несколько дней до премьеры фильм был снят с эфира. Помогло знакомство одного из режиссеров с Галиной Брежневой. Он позвонил дочери генсека и попросил помочь. Фильм был показан на приеме с дипломатами и работниками МИДа, где прошел на «ура!». После этого Леонид Ильич дал добро на показ «Государственной границы».
Много позже Игорь Старыгин за эту роль был удостоен премии Федеральной пограничной службы РФ «Золотой венец границы».
Следующая работа актера была менее удачной. Речь идет о научно-фантастической ленте «Лунная радуга» по роману Сергея Павлова. По словам Игоря, причиной стал слабый сценарий, несмотря на то, что сам роман является очень хорошим произведением… Вообще в 80-е годы Старыгин мало снимался в кино, да и те роли не назовешь удачными. Единственной заметной работой после «Государственной границы» является разве что приключенческий фильм «Слушать в отсеках».
Что же касается работы в театре, то в ТЮЗе Старыгин проработал до 1983 года. Одновременно некоторое время он выступал на сцене театра им. Моссовета, куда его позвал сам Завадский на роль Дульчина в «Последней жертве». О тех годах актер вспоминает: «Я выходил на сцену с известными актерами. За счастье почитал играть с Раневской, но боялся ее страшно! Другое дело - Плятт. Мы были партнерами в «Поющих песках», он помогал мне во всем, я просто его боготворил».
С 1983 года Игорь Старыгин перешел в театр-студию «У Никитских ворот» под руководством М. Розовского.
90-е годы
В начале 90-х годов Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съемкам фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя», на которые пригласил всех главных участников первой картины. Съемки происходили с большими трудностями – в стране начался экономический и политический кризис, все вокруг было в разрухе.
Вспоминает Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Начался бум по отмыванию воровских денег. Любой пиротехник снимал кино и чувствовал себя гениальным режиссером. Ассистенты, администраторы, операторы тоже рванули в Большие Художники. Увы, деньги закончились - и тут же закончилось кино, не только непрофессиональное, но и профессиональное. Продолжение «Мушкетеров» было единственным фильмом в моей жизни, во время съемок которого я мечтал, чтобы он скорее завершился».
Кроме того, по словам режиссера: «…мои мушкетеры на «Двадцать лет спустя» меня просто достали. Хорошие мальчики стали известными и неуправляемыми. Суперлюбимцы народа, они на меня смотрели свысока. Совсем другие люди!»
Возникли разногласия и по сюжету фильма. В разработке литературного материала вместе с Хилькевичем принимал участие и Боярский. Он настаивал на классическом трагическом финале, когда все мушкетеры, кроме Д’Артаньяна, гибли. Но Хилькевич смог убедить его, что любая экранизация, где они погибнут, потерпит в прокате провал. А вот убедить Боярского исключить из картины длительные монологи он не смог. В итоге фильм получился затянутым и не имел того успеха, как первая картина.
Спустя год на экраны вышел третий фильм – «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Все, что говорилось о втором фильме можно с полным основанием отнести и к нему.
Больше в 90-е годы Игорь Старыгин в кино не снимался. Причин тут несколько. Во- первых общий развал отечественного кинематографа, во-вторых проблемы со здоровьем – актер перенес несколько очень сложных операций.
Эти годы Игорь Владимирович посвятил театру, где им было сыграно немало разнообразных ролей.
Сегодня
В последние годы Игорь Старыгин после долгого перерыва вновь начал сниматься в кино. В сериале « Кодекс чести» он сыграл банкира Мамаева, в сериале «Козленок в молоке» - Одуева, а в сериале «Потерявшие солнце» - Каретникова.
Что касается личной жизни, то вот уже несколько лет Игорь Старыгин живет с подругой Ниной. Она работает главным хранителем музея им. Бахрушина. О себе актер говорит: «Я вообще одинокий волк, не люблю больших компаний, тусовок, как сейчас говорят. Это все не по мне. Я человек домашний: хорошая книга, собака - это и занимает мое свободное время».
Фильмография:
1967 Возмездие
1968 Доживем до понедельника
1969 Адъютант Его Превосходительства
1969 Обвиняются в убийстве
1969 У Лукоморья
1973 Города и годы
1975 Под крышами Монмартра
1976 Как важно быть серьезным
1976 Красное и черное
1976 Повесть о неизвестном актере
1977 Красные дипкурьеры
1979 Впервые замужем
1979 Д'Артаньян и три мушкетера
1980 Государственная граница
1983 Лунная радуга
1984 Прежде, чем расстаться
1984 Семь стихий
1985 Змеелов
1985 Слушать в отсеках
1988 Дорога в ад
1992 Выстрел в гробу
1992 Мушкетеры двадцать лет спустя
1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя
2000 Двадцать четыре часа
2001 Конференция маньяков
2002 Кодекс чести - сериал
2003 Козленок в молоке - сериал
2004 Потерявшие солнце - сериал
источник
Фильм "Д'Артаньян и три мушкетера", снятый в 1979 году, был мифом. Мечтой. Загадкой.