17 марта 2011
День святого Патрика
Как три листа растут от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах
17 марта - день памяти покровителя Ирландии, святого Патрика (St. Patrick's Day). Святой Патрик, по преданию, принес христианство на языческий остров и изгнал всех змей. В честь святого Патрика устраивается парад с песнями и плясками, ирландское пиво льется рекой. 17 марта - праздник не только ирландского святого, но и ирландской души.
Этот праздник перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии. В разных городах мира - в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне празднуют день святого Патрика. Яркие шествия, парады и гулянbя людей, одетых в зеленое (национальный цвет Ирландии) заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи. С именем святого Патрика связано множество легенд, например, о том, что он с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах», - это фраза святого уже стала хрестоматийной.
В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде трилистник, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». Сложен церковный гимн, в котором повествуется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен. Святой Патрик - один из самых почитаемых во всем мире святых. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).
Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы - сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, - эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ. Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно - компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.
Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.
День святого Герасима
Преподобный Герасим Иорданский родился в городе Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В Иорданской пустыне преподобный Герасим устроил обитель и написал Устав, который отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Так преподобный Герасим оставил семейное богатство и мирские дела и стал монахом.
Святой подвизался в пустыне Египта и позднее около 450 года пришел на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем. Как пишет Кирилл Иерусалимский в житии Евфимия Великого, Герасим одно время был сторонником ереси Евтихия и Диоскора, но вскоре раскаялся в своих заблуждениях.
Около 455 года Герасим основал лавру, согласно распорядку которой новоначальные иноки жили в общежитии, а духовно опытные - в келиях. Сам Герасим достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи, только по воскресным дням принимая святое Причастие.
Во всем мире известна история о том, как однажды святой Герасим встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Поэтому-то святой Герасим считается покровителем животных и врачевателем.
Святой Герасим скончался около 475 года. У славян этот день получил еще одно название - День Герасима-грачевника, потому что в этот день обычно ожидали прилета грачей.
День Герасима-грачевника
Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название - день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе», «Увидел грача - весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - «грачей». Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».
Кикимора - одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда - неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.
В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.
Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» - камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике. Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья - отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
17 марта в истории
Знаменательные события
1816 Из английского порта Ньюхейвен вышел пароход «Элиза», который стал первым пароходом, пересекшим Ла-Манш.
1861 Обнародован манифест Александра II об отмене крепостного права.
Александр II
Крепостное право, существовавшее в России до 1861 года, закрепляло крестьянскую зависимость от хозяина, не позволяя крестьянам уходить со своих земельных наделов. Беглые подлежали принудительному возврату. Крестьяне были лишены права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость. А их хозяин, помещик, иногда имел право продать крестьян без отчуждения земли.
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Основной её причиной явился кризис крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство во главе с Александром II, пошло на отмену крепостного права.
Манифест об отмене крепостного права был подписан императором 3 марта 1861 года. А 17 марта, в последний день масленицы, в Прощеное воскресенье, по всем российским церквям во время обедни манифест Александра II об отмене крепостного права был обнародован. Несмотря на знаковость этого события, день прошел спокойно, и новость не произвела особого впечатления в народе, едва осознавшего ее эпохальное значение. Вечером в Большом театре публика после спектакля под возгласы «ура!» дважды исполнила национальный гимн «Боже, царя храни».
1941 В Вашингтоне открылась Национальная художественная галерея.
Сегодня Вашингтонская Национальная художественная галерея входит в число самых богатых и одновременно самых молодых в мире художественных музеев. Она находится в ведении Смитсоновского института. Основал галерею в 1937 году Эндрю Меллон.
1950 Искусственным путем получен новый радиоактивный химический элемент - Калифорний.
17 марта 1950 года в университете Беркли, штат Калифорния (США) искусственным путем получили новый радиоактивный химический элемент, которому был присвоен атомный номер 98 в периодической системе и символ Cf (Californium).
1989 Во время археологических раскопок была найдена мумия знатной молодой женщины, погребенной около 2600 года до нашей эры.
Мумия найдена в египетском городе Гизе, неподалеку от пирамиды Хеопса.
В египетском городе Гизе неподалеку от пирамиды Хеопса, во время археологических раскопок, на двухметровой глубине была найдена мумия знатной молодой женщины, предположительно жившей в эпоху III династии. Погребена она была около 2600 года до нашей эры. Некоторое время считалось, что это был один из первых опытов по мумифицированию человека.
Археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили подтвердить более древние истоки мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповрежденных женских захоронений. Исследовав сопровождаемый погребения инвентарь, ученые смогли датировать захоронения периодом культуры Накада-II (примерно 3600 год до нашей эры).
Кстати, словом «mumia» средневековые лекари обозначали специальное лекарство. В средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё – название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Люди:
Родились в этот день
1856 Михаил Врубель
- выдающийся русский художник.
17 марта 1856 - 14 апреля 1910
Михаил Александрович Врубель родился (5) 17 марта 1856 года в Омске. Учился в петербургской академии художеств (1880-1884). Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А.А. Иванова и Н.Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 – начала 20 веков стремление решить эти вопросы приводило Врубеля, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля «модерн».
"Царевна Лебедь"
"Пан"
Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля «модерн». Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900, – все в Третьяковской галерее). В 1884-1889 годах Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей. В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания.
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е годы, когда Врубель, переселившись в Москву, вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С.И. Мамонтова. В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова.
"Девочка на фоне персидского ковра"
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В «Демоне» (1890, Третьяковская галерея) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-1891, Третьяковская гал., Русский музей и друние собрания) Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры – всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным» (1902, Третьяковская галерея). В 1900-е годы творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).
Умер художник (1) 14 апреля 1910 в Петербурге.
1908 Борис Полевой
- советский журналист и писатель-прозаик.
Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия - Кампов) родился (4) 17 марта 1908 года в семье московского юриста. В школе он ещё не помышлял о карьере писателя - просто много читал и писал небольшие сатирические фельетоны в школьную стенгазету под псевдонимом Б.Овод.
1938 Рудольф Нуриев
- великий танцовщик.
Рудольф Нуриев родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестёр на Дальний Восток к месту службы отца – политрука Советской Армии. По воспоминаниям его родных, в момент рождения Рудольфа они подъезжали к Иркутску.
1951 Курт Рассел
- американский киноактёр.
Курт Фогель Рассел родился 17 марта 1951 года в Спрингфилде, штат Массачусетс, США. Будучи сыном телевизионного актёра, в 1962 году Курт Рассел снялся в телевизионном сериале «Наш человек Хиггинс». После этой роли студия Уолта Диснея заключила с Расселом контракт на десять лет.
1957 Дмитрий Астрахан
- режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств России.
Дмитрий Хананович Астрахан родился 17 марта 1957 года в Ленинграде, в семье историков. Кроме него, в семье было еще четверо детей, Дмитрий был самым младшим. В школе его любимыми предметами были литература, математика и физкультура.
Умерли в этот день
180 Марк Аврелий
- римский император.
Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Его называют философом на троне. После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Марк Аврелий родился 26 апреля 121 года. Он вырос в Риме в кругу, близком к императору Адриану.
1680 Франсуа Ларошфуко
-французский писатель-моралист.
Франсуа Ларошфуко родился 15 сентября 1613 года в Париже в семье герцога. До смерти отца (1650) носил титул «принц де Марсийак». Происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг.
1863 Николай Уткин
- русский художник, искусный гравер.
Николай Иванович Уткин родился (8) 19 мая 1780 в Твери. Он был внебрачным ребенком сенатора М.Н. Муравьева. Мать его, дворовую девушку, выдали замуж за камердинера И.С. Уткина. Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Петербург, где в 1785 году пятилетний мальчик получил «вольную» и был определен в училище при Академии художеств.
1921 Николай Жуковский
- российский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики.
Николай Егорович Жуковский родился (5) 17 января 1847 года в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 года начал преподавательскую деятельность. В 1876 году защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной математики (1882).
1956 Ирэн Жолио-Кюри
- лауреат Нобелевской премии по химии.
Ирэн Жолио-Кюри родилась 12 сентября 1897 года. В ранние годы Ирен воспитывал дед по линии отца – врач Эжен Кюри, так как мать, Мария Складовская-Кюри, открыла радий, когда Ирен был один год и не могла заниматься её воспитанием из-за интенсивной научной работы. Образование Ирен получила в Сорбонне.
Именины отмечают: Александр, Василий, Вячеслав, Георгий, Герасим, Григорий, Даниил и Павел