6 марта 2011
Прощеное воскресенье
В этот день в церквях на литургии читается Евангелие...
В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ - есть истинный день для делания благих дел. Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
Козельщанская икона Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее почитаемых икон. Считается, что эта икона итальянского происхождения, которая была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1709-1762). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке икона принадлежала роду Капнистов и считалась семейной святыней рода. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии.
На сырной седмице, в 1880 году дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время Марию повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел Великий Пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел вывих и в левой ноге и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Отец повез дочь в Москву на обследование к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаялись найти спасении, как неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 году получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Но больная тревожилась: не окажется ли профессор, как и другие, бессильным?
Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая трепетно держать образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник, и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери.
Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом и в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве. Многие приходили поклониться образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Ежедневно с раннего утра в часовне перед ликом слышались молебные пение и чтение акафистов.
Международный день детского телевидения
и радиовещания
Лучший способ сделать детей послушными - это сделать их счастливыми
Международный день детского телевидения и радиовещания (International Children's Day of Broadcasting) - один из самых светлых и добрых праздников. Он призывает не забывать о маленьких и самых неравнодушных телезрителях.
Ежегодно в первое воскресенье марта все ведущие теле- и радиокомпании мира предоставляют эфир детям и детским передачам - все они «настраиваются на детскую волну». С тех пор, как Международный день детского телевидения и радиовещания был объявлен представителями Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Канне в апреле 1994 года, тысячи теле- радиоведущих в более ста странах принимают участие в программе мероприятий Дня, отмечая его так, чтобы День остался в памяти своей уникальностью и праздничностью.
У Международного дня детского телевидения и радиовещания есть и социально значимая сторона - День призван привлечь внимание общественности к правам детей и молодежи. Что знают молодые люди о своих правах и обязанностях? Как они служат обществу? На эти и другие вопросы средства массовой информации, как наиболее близкий к молодежи собеседник, обращают большое внимание. Кроме того, на протяжении нескольких лет в этот день поздравляют и чествуют молодежь, связавшую свою профессиональную деятельность со средствами массовой информации.
В этот день дети, подростки и молодежь становятся не только слушателями и зрителями, они активно принимают участие в процессе создания программы, в различных масс-медийных мероприятиях. Всем предоставляется возможность рассказать о своих мечтах, желаниях, а также обменяться другой насущной информацией со сверстниками не только в своей стране, но и в любом уголке мира. Кстати, первым молодежным радиоканалом в Советском Союзе стала радиостанция «Юность», первые позывные которой прозвучали в эфире 16 октября 1962 года.
Масленица в Дании
Fastelavn
Масленица в Дании (Fastelavn) знаменует начало подготовки к долгому посту. В этот день в городах и деревнях дети встают первыми и будят своих родителей праздничными песнями. Затем они наряжаются в пестрые костюмы, надевают маски и, взяв в руки березовые ветки Fastelavnsris, украшенные яркой бумагой и конфетами, ходят по улицам и поют песни в надежде, что горожане наполнят их коробки сладостями. В конце дня дети собираются вокруг большой деревянной бочки, повешенной на дерево или на столб. По очереди они пытаются расколоть ее дубинкой.
Тот, кому это удается, становится обладателем кучи конфет и фруктов, которыми наполнена бочка; его назначают королем Fastelavn и возлагают на голову бумажную корону, после чего король выбирает себе королеву. В старину в бочку сажали черного кота и колотили по бочке до тех пор, пока животное не умирало. Занимались этим только взрослые. В современной Дании об этой варварской традиции напоминает лишь нарисованный на бочке черный кот.
В некоторых городах в этот день с утра по улицам проходит процессия всадников, которую сопровождает повозка с музыкантами. Они останавливаются по просьбе горожан и исполняют песню в обмен на горячий ром. А вечером всадники разбивают свою бочку, подвешенную на веревки между двумя столбами. Каждый всадник, сидя верхом на мчащейся галопом лошади, швыряет в бочку тяжелую палку. Когда бочка полностью разваливается, собравшиеся приступают к выборам королевы и короля бочки, которые потом открывают бал бочки.
Масленица в Норвегии
В эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей
Fastelavn (от Vastel-avent - «вечер перед великим постом») отмечается перед началом Великого поста. Следует отметить, что норвежская масленица, как и многие другие праздники, совмещает в себе как христианские, так и языческие традиции. Многие обряды сохранились с древнейших времён, когда народ отмечал праздник весны.
Норвежская «масленичная неделя» традиционно состоит из трёх дней: fleskesondag - буквально «жирное воскресенье» (или «масленичное воскресенье» - fastelavnssondag), fleskemandag - «жирный понедельник» (или blamandag - «выходной день») и hvitetirsdag - «белый вторник» (или feitetirsdag - «жирный вторник»). Как явствует уже из названий, в эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей. Это была своего рода «последняя поблажка» перед долгим воздержанием. С другой стороны, такое «объедание» имело ритуальную функцию, связанную с плодородием. Предаваясь чревоугодию, крестьяне тем самым как бы «закликали» грядущий обильный урожай, чтобы на следующий год они могли так же вкусно и сытно поесть.
Особенно это касалось последнего дня масленицы - «жирного вторника». В этот день полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты. Более того: согласно древнейшему обычаю, крестьяне, наевшись, «облегчали» желудок, засовывая палец в горло, и продолжали пировать. На стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название «жирного вторника» - «белый вторник»). Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали - тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: «Пусть серп пожнет столько же, сколько я откусила!», а мужчины: «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!»
Древнее происхождение имеет и другой масленичный обычай - хлестанье «масленичной веткой» (fastelavnsriset). Ветка - как правило, березовая - оборачивается цветной бумагой и украшается бумажными цветами или позолоченными ягодами. С этой веткой принято было ходить по домам и хлестать «сонь», стягивая с них одеяла, не жалея сил, с песнями и прибаутками. «Наказуемый» должен был откупаться заранее приготовленными булочками.
Смысл данного обряда с христианской точки зрения видится в том, что «жертва» таким образом «причащается» к страданиям Христа, от него «отгоняют троллей» и прочие наваждения. Согласно же дохристианским традициям, этот обряд имел целью пробуждение сил весны, сил плодородия. Недаром крестьяне хлестали веткой прежде всего женщин (как правило, тех, кто еще не имел детей), животных и деревья. Существовал также обычай, когда парни с утра врывались в дома к девушкам и «будили» их при помощи той же масленичной ветки. Этот обряд, имевший подчеркнуто эротический характер, также пришел из языческой древности. Кроме того, во время масленичных празднеств были широко распространены игры с оружием, воинские поединки и ритуальные перебранки. Затевался обрядовый бой между зимой и летом, неизменно завершавшийся победой теплого времени года.
Некоторые из этих обрядов и традиций имеют параллели во многих национальных культурах, в том числе и в русской. Показательно, что масленица и проводы зимы широко отмечались на «официальном» уровне даже в советское время. Другое дело, что многие обычаи утратили сакральный характер и воспринимаются совершенно по-другому, нежели столетия назад. Но неизменно одно: радость ожидания и прихода весны, весеннего солнца, пробуждения всего живого.
6 марта в истории
Знаменательные события
1521 Первая кругосветная экспедиция Магеллана открыла три самых южных острова из группы Марианских.
Магеллан
Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. Магеллан стал первым европейцем, проследовавший из Атлантического океана в Тихий.
Первая кругосветная экспедиция Магеллана 20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море». Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.
В сентябре 1520 года экспедиция вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым. 6 марта 1521 года экспедиция Магеллана открыла в западной части Тихого океана три самых южных Филиппинских острова. С одного из этих островов навстречу португальцам устремились десятки лодок со смуглыми туземцами. Доплыв, туземцы проворно взбирались на корабли и ловко уворовывали все, что попадалось под руку. Островитяне также похитили у путешественников лодку, за что Магеллан назвал эти острова «Ладронес» – «Воровские» или «Разбойничьи». Высадившись с отрядом на берег, Магеллан сжег несколько хижин и лодок. Погибло несколько туземцев. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит вождём Лапу-Лапу в сражении 27 апреля 1521 года.
В 1688 году эти острова были колонизированы испанцами. В честь матери короля Испании Карла II, супруги короля Филиппа IV Марии Анны Австрийской, острова были переименованы в Марианские.
1899 Немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин.
Феликс Хоффман
Сегодня универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств 20 века. Но что же было до того момента, как придумали аспирин?
По традиции наши предки снижали жар и снимали боль водной настойкой коры ивы или вербы. Ивовая кора была известна еще в древности, с помощью нее лечили различные инфекционные болезни и подагру, ее использовали для облегчения боли и снижения температуры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал в Королевском обществе Лондона доклад об излечении лихорадочного озноба настойкой коры ивы. А в 1838 году было показано, что активным компонентом коры ивы является салициловая кислота. Несколько позже итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его. Оно получило название салициловой («спираевой») кислоты. Но практического лекарственного применения салициловая кислота тогда не получила. Лишь спустя 15 лет стала употребляться натриевая соль салициловой кислоты.
Чтобы получить другие виды салициловой кислоты, лечебное свойство которых могло бы быть еще более действенным, сотрудник компании Bayer Феликс Хофман разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты. Патент был выдан 6 марта 1899 года. Продукт получил коммерческое название «аспирин». Это название составлено из двух частей: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea, латинского названия таволги – растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота.
1913 В газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз».
6 марта 1913 года в газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз». Уже позже, в 1917 году, американский журнал Literary Digest авторитетно разъяснял, что «джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться».
В джаз вместе с распространенными формами негритянского музыкального фольклора – обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами вошли африканские элементы – многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизация.
Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у негров. Но существует и множество других версий происхождения слова «джаз». К примеру: от французского jaser – болтать, говорить скороговоркой; от африканского jaiza – название определенного типа звучания барабанов; от арабского jazib – соблазнитель…
Среди основателей джаза можно отметить трубача и певеца Луи Армстронга, трубача Кинга Оливера, кларнетиста Джонни Додса, пианиста Джелли Ролл Мортон.
1918 В водах Бермудского треугольника исчезло военно-морское судно «Циклоп».
Вудро Вильсон: «Только бог и море знают, что произошло с кораблем»
Mировой океан скрывает в себе множество тайн, первая среди них - загадка Бермудского треугольника, где за обозримое время бесследно исчезло немало кораблей и самолетов.
16 февраля 1918 года военно-морское судно «Циклоп» отправилось в путь от берегов Рио-де-Жанейро. Последнее сообщение о судне поступило 6 марта в районе Барбадоса. С тех пор корабль больше никто не видел. Он исчез вместе с 306 пассажирами и командой.
Появилось множество версий, среди них были как достойные внимания, так и чисто фантастические. Президент Вудро Вильсон сказал, что «только бог и море знают, что произошло с кораблем». Один весьма солидный журнал высказал «догадку» о том, будто бы из морских вод вынырнул огромных размеров кальмар и увлек судно в морскую пучину. Однако ни одна из гипотез так и не дала ответа на вопрос: куда делся «Циклоп»? Так в копилку мистических исчезновений в районе Бермудского треугольника добавилась еще одна история…
Бермудский Треугольник расположен в границах между Бермудскими островами, Майями во Флориде и Пуэрто-Рико. Его площадь составляет свыше одного миллиона квадратных километров. Этот район не особенно сильно отличается от других похожих географических мест. И, тем не менее, именно в районе Бермудского треугольника загадочно исчезают суда, а затем и самолеты… Относительно таинственного района в западной Атлантике уже около 100 лет ходят легенды: о космических пришельцах, чудищах, необычных газах и испарениях, поднимающихся из недр Земли, о неизвестных феноменах: прыжках через пространство и время, черных дырах, а также о секретных экспериментах американских военных.
1986 Автоматическая межпланетная станция «Вега-1» выполнила программу исследований кометы Галлея.
Комета Галлея
Комета Галлея – первая известная периодическая комета и единственная хорошо видимая невооруженным глазом. Она наблюдалась 31 раз, причем первый раз – в 446 году до нашей эры. Каждые 75-76 лет комета Галлея возвращается во внутреннюю Солнечную систему. И каждый раз ядра выбрасывают слой льда толщиной около 6 метров в открытый космос. Во время ее последнего прохождения – в 1986 году – к комете были запущены межпланетные станции «Вега» (СССР), «Джотто» (ЕКА), «Суйсэй» и «Сакигакэ» (Япония). Российские аппараты «Вега-1» и «Вега-2» сфотографировали ядро кометы Галлея. Благодаря этому удалось определить размеры ядра, выброс пыли, а также ее состав.
Ядро кометы - не твердое единое тело, а совокупность отдельных тел. Эти тела - глыбы, камни, песчинки, пылинки - слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее.
Люди:
Родились в этот день
1475 Микеланджело Буонарроти
- скульптор, живописец, поэт эпохи Возрождения.
6 марта 1475 - 18 февраля 1564
Микеланджело Буонарроти, фрагмент автопортрета
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года. Он учился во Флоренции. Определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.
Уже в юношеских произведениях определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы «Оплакивание Христа» (ок.1498, собор Св.Петра, Рим).
«Святое семейство»
В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую «Давид». В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Над гробницей Микеланджело работал до 1545 года. Он своими руками расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане – великолепную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Работа длилась 4 года, всего площадь расписного купола составляет более 600 кв.м.
Для каждого своего персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов.
«Давид»
Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи, олицетворяющих необратимость течения времени, над которыми он работал в 1516-1534 годы. В 1534 году Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.
Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
Умер Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года.
1806 Элизабет Браунинг
- английская поэтесса.
Элизабет Баррет Браунинг родилась 6 марта 1806 года в Коксхо-Холле, близ Дарема. Была очень способным ребенком, рано начала читать философские труды, овладела древнегреческим, французским и латынью. Уже в десять лет сочиняла стихи к семейным праздникам, в тринадцать написала эпическую поэму «Марафонская битва» (1820), в восемнадцать – философскую поэму «Опыт о разуме» (1826), а в 1833 перевела трагедию Эсхила «Прометей прикованный».
1856 Василий Матэ
- русский художник, гравер, офортист.
Василий Васильевич Матэ родился 23 февраля (6 марта) 1856 года, близ Эйдкунена, ныне Вирбалис (Литва). Учился в школе общества поощрения художеств. С 1872 под руководством занимался ксилографией под руководством Лаврентия Серякова.
1901 Марк Донской
- советский кинорежиссёр, кинодраматург.
Марк Семёнович Донской родился (21 февраля) 6 марта 1901 года в Одессе. Окончил правовое отделение Симферопольского университета. С 1926 – в кино. Первые фильмы, поставленные Донским совместно с М.А. Авербахом, – «В большом городе» (1928), «Цена человека» (1929).
Известность принёс ему фильм «Песня о счастье». Наиболее значительные произведения Донского 1930-х – кинотрилогия о детстве и юности М. Горького – «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). В фильмах Донского формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России.
1909 Станистав Ежи Лец
- знаменитый польский сатирик, прославившийся благодаря своим метким афоризмам.
Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 года во Львове, входившем в ту пору в состав Австро-Венгерской империи. Отец его (австрийский барон Бенон де Туш-Летц еврейского происхождения) умер, когда Станислав был ещё ребенком. Его воспитанием занялась мать, высоко ценившая образование и культуру.
Циклы афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричёсанные мысли» (1957) и «Новые непричёсанные мысли» (1964) принесли своему автору широчайшую известность. Их переводы на основные языки мира долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» вставляли с свои речи американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран.
1937 Валентина Терешкова
- первая женщина-космонавт, Герой Советского Союза.
Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. В 1960 году окончила Техникум легкой промышленности в Ярославле, затем работала по специальности, участвовала в комсомольской работе. В марте 1962 года зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта. 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» совершила первый в мире космический полет женщины-космонавта, проведя на орбите почти трое суток. Свою подготовку к полету Валентина Терешкова скрывала от родных, чтобы не беспокоить. О новости они узнали по радио.
Умерли в этот день
1837 Юрий Лисянский
- русский мореплаватель и путешественник.
Юрий Федорович Лисянский родился 2 апреля 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе.
1860 Дмитрий Бибиков
- российский военный и государственный деятель, министр внутренних дел в 1852-1855 годах.
Дмитрий Гаврилович Бибиков родился 29 марта 1792 года в селе Баловнёва Липецкой губернии. Герой Отечественной войн 1812 года, он участвовал в боях под Витебском, Смоленском и Бородино. В Бородинском сражении он потерял левую руку.
1969 Надя Рушева
- известная юная художница.
31 января 1952 - 6 марта 1969
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета. Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет. Как-то в первом классе за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этого были публикации в журнале «Юность», иллюстрации к романам «Война и мир» Л. Толстого и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – говорила Надя.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 году на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь.
Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.
1973 Александр Птушко
- российский кинорежиссер и режиссер мультфильмов, мастер сказочного жанра.
Александр Лукич Птушко родился в Луганске (Украина) (6) 19 апреля 1900 года. В 1923 году поступил в Московский институт народного хозяйства. Работал корреспондентом в газете, актёром, художником-декоратором, и, наконец, пришел в кинематограф.
1973 Перл Бак
- американская писательница, лауреат Нобелевской премии.
Перл Бак родилась 26 июня 1892 года в Хилсборо (штат Виргиния). Несколько месяцев спустя ее родители, пресвитерианские миссионеры, вернулись в Китай, где Бак жила вплоть до 1933 года.
1975 Ефим Копелян
- советский актёр театра и кино, Народный артист СССР.
Ефим Захарович Копелян родился 12 апреля 1912 года в белорусском городке Речица. По окончании школы работал слесарем на заводе «Красный путиловец» (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств.
1994 Тенгиз Абуладзе
- грузинский советский кинорежиссер.
Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси (Грузия). В 1943-1946 годах он учился в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели. Его педагогами были Г.А. Товстоногов и Д. Алексидзе.
2007 Жан Бодрийяр
- один из самых известных представителей философии постмодернизма.
Жан Бодрийяр родился 20 июня 1929 года во французском городе Реймс. Получив степень доктора философии, он в течении нескольких десятков лет преподавал в Нантеррском университете в Париже.
Именины отмечают: Александр, Георгий, Григорий, Даниил, Захар, Иван, Константин, Тимофей и Ольга