21 мая 2012
День Иоанна Богослова
(покровителя авторов, редакторов и издателей)
Покровитель авторов, редакторов и издателей
21 мая православная церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Апостол Иоанн Богослов - возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова» (год рождения неизвестен, умер в 101 году нашей эры). Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его патроном всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.
Иоанн Богослов
Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая (21 мая по новому стилю).
День равноапостольных царя Константина
и матери его царицы Елены
Константин Великий
В Болгарии этот день всегда празднуют 21 мая. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета.
Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии (274 – 337) и его мать - благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе - одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии. В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах в начале 90-х годов был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего.
В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии, как и нескольких деревень северной Греции, населенных исключительно переселенцами. Это день игр на горящих углях. Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальное зарезывание ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят прилюдно всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы.
Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверие, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить.
Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку волынки и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить приплясывая по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменовения, каким будет урожай или кому что случится. Нередко они устанавливают и связь с умершими.
Нестинарство (по этимологии с греческого „естия” - очаг), как ритуал, скорее всего, берет начало с древних мистерий, распространенных когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда - выпросить у высших сил богатый урожай, как здоровья, так и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Нестинаром становится отнюдь не каждый. Обычно нестинарство, как умение, передается от матери к дочери и от отца к сыну, но это происходит лишь в том случае, если человек может ощутить в себе, что во время танца он исполняется духом святого.
Пировассия - огнехождение в Греции
Пировассия, или огнехождение
Пировассия, или огнехождение - праздник, который с 21 по 23 мая отмечают анастенарийцы, маленький народ, живущий на севере Греции. Несмотря на то, что огнехождение ассоциируется с языческими ритуалами, греческая Пировассия - христианский праздник. Греческая православная церковь уже давно объявила огнеходцев язычниками, но они все равно искренне верят в то, что во время праздника им покровительствуют святые Константин и Елена.
Трехдневный праздник начинается с того, что жители маленьких городков и сел одновременно молятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс. Собравшись на центральной площади, где к тому времени прогорел костер и тлеют угли, они ощущают божественную благодать, чувствуют, что огонь - их лучший друг. Неторопливо пройдя босиком по углям, они демонстрируют ступни, на которых нет и следов ожогов. Их лица выражают только радость, и видно, что хождение по раскаленным углям для них не трудное испытание, на которое они решаются во славу Господа, а радость, экстаз и удовольствие.
Огнеходцы держат над головой иконы с изображением святой Елены и святого Константина: местное предание говорит о чудесном спасении в 1250 году этих икон местными жителями из горящей церкви, подожженной врагами. С тех пор, как верят анастенарийцы, благодарные святые наградили потомков отважных селян способностью ходить по огню не обжигаясь.
Греки веселятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс, а потом, ощущая божественную благодать, ходят босиком по горящим углям, на лицах - радость, экстаз и удовольствие... И не догадываются, наверное, что древние традиции давно уже трансформировались в метод психофизического оздоровления и исцеления. Ведь, по уверениям людей, прошедших такой экстремальный тренинг, как огнехождение, у человека высвобождается энергия, зависшая в прошлом. Человек двигается вперед, накапливая новые силы и очищая свою структуру. Главное - не останавливаться... И — лишь огонь в помощь!
Фестиваль Розы
Ритуальный сбор роз
В Болгарии роза в особом почете. В долинах южнее горы Стара планина с давних времен выращивали масличную розу, из которой делали розовое масло, известное далеко за пределами Болгарии. Именно поэтому роза является одним из главных символов страны.
Много песен сложено о розе, она присутствует постоянным атрибутом в летних национальных обрядах болгар, в народных вышивках, ее рисовали все художники. Масло болгарской масличной розы славится своими качествами по всему миру. Все это побудило граждан Казанлыка и Карлово поочередно каждый год устраивать в конце мая вплоть до начала июня Фестиваль Розы. Карловцы устраивают его в нечетные годы, а жители Казанлыка - в четные. В прошлом веке традиция этих фестивалей то возобновлялась, то снова затихала, но хроника гласит, что первый Фестиваль розы состоялся в 1903 году в Карлово. Стоит ли говорить, что дни этих фестивалей с годами стали праздниками Карлово и Казанлыка, привлекающими туристов как из Болгарии, так и из-за рубежа.
Фестиваль начинается в открытом поле, у насаждений масличной розы, где проводится ритуальный сбор розовых лепестков, из которых потом связывают венки. Постепенно праздник переносится в центр города, где все уже готово к началу богатой культурной программы. Обычно ко дням фестиваля приурочены смотры фольклорных ансамблей страны, шествия кукеров, пленеры художников и фотографов, а также концерты юных исполнителей. Под открытым небом мастера традиционных народных ремесел изготавливают пестрые кувшины, ткут ковры или угощают гостей свежевыпеченными лепешками. В эти дни открыты для посетителей все культурные достопримечательности города и его окрестностей. Из них большей популярностью обладает Казанлыкская гробница-курган, построенная во времена древней Фракии.
Гвоздем программы Фестиваля Розы является конкурс Королевы (Царицы) Розы. Впервые этот конкурс состоялся в 1975 году, когда королевой стала школьница Стефка Харлова. В день события весь город обычно вытекает на улицу, где проводится Парад Розы. Под музыку песен и танцев проходят по главной улице Казанлыка или Карлово жители и гости города, наряженные в костюмы римских, фракийских и древнегреческих времен. А группа парней на специальных носилках в виде трона несет на руках прошлогоднюю Царицу Розы, увитую розовыми венками. Она осыпает присутствующих лепестковым дождем. Праздник, как правило, заканчивается поздним вечером большим танцем хоро, в котором принимают участие все присутствующие.
21 мая в истории
Знаменательные события
1502 Испанский мореплаватель Жуан да Нова открыл остров Святой Елены.
Существуя как государство с 1143 года, Португалия всегда была обращена к морю. Издревле важнейшими промыслами здесь были рыболовство и торговое мореплавание.
1725 В России учрежден орден Святого Александра Невского.
Благоверный князь Александр Невский признан великим защитником земли русской и православия от татар и северных католиков, снискал славу великого полководца и дипломата. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых.
1731 Начало основания Тихоокеанского флота.
Еще в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) в столицу России стали поступать сведения о нападениях японцев, китайцев и маньчжуров на дальневосточные территории Российской империи.
1904 В Париже основана Международная федерация футбольных ассоциаций – ФИФА.
В связи с быстрым увеличением количества и популярности международных футбольных соревнований, необходимость в создании единой организации для управления всем мировым футболом, стала очевидной в начале 20 века.
1937 Начала свою работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1».
Развитие авиации в начале 20 века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.
Люди:
Родились в этот день:
1265 Данте Алигьери
- итальянский поэт и мыслитель, автор «Божественной комедии», создатель итальянского литературного языка.
21 мая 1265 - 14 сентября 1321
Творчество Данте оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. В СССР в 1966 году при Научном совете по истории мировой культуры Академии Наук СССР была создана постоянно действующая Дантовская комиссия.
Данте Алигьери родился (по одной из версий) 21 мая 1265 года во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству. О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.
Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем и вообще приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.
В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).
Затем были философские и политические трактаты – «Пир», «О народной речи» (1307), «Послания» (1316) – являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» (1313) Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.
Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки и особенно политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.
«Божественная Комедия» – поэтическая энциклопедия средних веков – непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм. Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную Комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 года от малярии.
1471 Альбрехт Дюрер
- немецкий художник и теоретик искусства эпохи Возрождения.
21 мая 1471 - 6 апреля 1528
Автопортрет Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.
"Семь печалей Девы""
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 году поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди.
Вернувшись в 1494 году в Нюрнберг, женился на Агнессе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию. В 1505-1507 годах вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 году с императором Максимилианом I, начал на него работать. В 1520-1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города).
"Святой Иероним"
Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его работы. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь.
Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.
1792 Гаспар-Гюстав Кориолис
Гаспар-Гюстав Кориолис родился в Париже 21 мая 1792 года. Окончил Политехническую школу, а затем, в 1812 году, Школу мостов и дорог. Какое-то время работал на стройках. С 1816 года начал преподавать в Политехнической школе.
1886 Михаил Зенкевич
Михаил Александрович Зенкевич родился 21 мая 1886 года в Саратовской губернии. После окончания 1-й Саратовской гимназии в 1904 году он уехал на два года в Германию, где изучал философию в университетах Йены и Берлина.
1921 Андрей Сахаров
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в семье профессора физики и пошёл по стопам отца. В 1942 году будущий учёный с отличием оканчивает физический факультет Московского государственного университета.
1924 Борис Васильев
Борис Львович Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Главные события жизни писателя, а именно: рождение в семье командира Красной Армии; начало войны и ужасы военных будней фронтового офицера-добровольца.
1934 Глеб Панфилов
Глеб Анатольевич Панфилов родился 21 мая 1934 года в Магнитогорске. Окончив химический факультет Уральского политехнического института в 1957 году, он некоторое время работал на Свердловском заводе медаппаратов, научным сотрудником НИИ.
1937 Софико Чиаурели
Софико Чиаурели родилась 21 мая 1937 года в Тбилиси (Грузия). Семья, в которой родилась актриса, воистину легендарна. Мама актрисы – талантливейшая трагедийная актриса Верико Анджапаридзе, отец – кинорежиссер Михаил Чиаурели, уникальный человек.
1949 Любовь Полищук
Любовь Григорьевна Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске, в простой рабочей семье. В 16 лет девушка отправилась в Москву поступать в театральный институт. Поступить смогла во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства.
1955 Сергей Шойгу
Сергей Кужугетович Шойгу родился 21 мая 1955 года в городе Чадан Тувинской АССР. После окончания в 1977 году Красноярского политехнического института по специальности инженер-строитель, Сергей работал в строительных трестах Красноярска и Кызыла.
1963 Елена Водорезова
Елена Германовна Водорезова (в замужестве Буянова), родилась 21 мая 1963 года, в спортивной семье, поэтому с раннего детства была приобщена к спорту. В 4 года встала на коньки, в 6 лет поступила в специализированную школу по фигурному катанию ЦСКА.
Умерли в этот день:
1471 Генрих VI
Генрих VI родился 6 декабря 1421 года в Виндзоре и был единственным ребенком и наследником короля Генриха V и Екатерины Французской. После смерти отца вступил на английский трон - ему было в ту пору всего восемь месяцев.
1639 Томмазо Кампанелла
Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и обучен астрологии и связанным с ней дисциплинам.
1957 Александр Вертинский
Александр Николаевич Вертинский родился (9) 21 марта 1889 года в Киеве. Рано осиротел, воспитывался у родственников. Начал печатать стихи в киевских изданиях. Еще гимназистом увлекся театром, играл на любительской сцене.
1960 Юрий Рерих
Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Через два года у Юрия появился брат – Святослав. Вместе с младшим братом они чувствовали себя в семье полноправными членами, их рано брали в путешествия.
1973 Иван Конев
Иван Степанович Конев родился (16) 28 декабря 1897 года в деревне Лодейно ныне – Кировская область, в крестьянской семье. В Первую мировую войну он был призван в царскую армию, где служил до демобилизации.
1991 Раджив Ганди
Раджив Ганди родился в Бомбее 20 августа 1944 года. Его дед Джавахарлал Неру был премьер-министром Индии с 1947 по 1964 годы, а мать Индира Ганди занимала тот же пост с 1966 по 1977 и с 1980 по 1984 годы. Раджив воспитывался в доме деда.
2003 Ярослав Голованов
Ярослав Кириллович Голованов родился 2 июня в 1932 году в Москве в семье театральных артистов. Но пошел не по стопам родителей - в 1956 году Ярослав окончил ракетный факультет университета имени Баумана.
2007 Александр Рошаль
Александр Борисович Рошаль родился 26 августа 1936 года в Москве. Отец Александра, Борис Рошаль, был арестован 27 августа 1937 года и вскоре расстрелян. Мать вместе с сыном была сослана в Актюбинск как «член семьи изменника родины».
Именины отмечают: Адриан, Арсений и Иван