1 мая 2012
Праздник труда (День труда)
Этот праздник отмечается в 66 государствах мира
1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация, закончились кровопролитным столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала, в память о выступлении рабочих Чикаго, принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах. Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира.
Живин день
Жива - славянская богиня весны
Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она - подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Жива - богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы.
В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:
Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.
Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:
Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!
Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
Бельтайн
Отмечается в ночь на 1 мая в ознаменование расцветающей весны
Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) - 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря - выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период - к 1 ноября.
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя - умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!» («Gude morneen!»).
Фестиваль трубочистов Рочестера
В давние времена ремесло трубочиста окутывала некая таинственность
Чумазый, но никогда не унывающий человек с лестницей, веревками и метелками весело оглядывает с черепичной крыши город - таким остается в памяти образ трубочиста из детских сказок. В давние времена ремесло трубочиста окутывала некая таинственность. Ходили легенды о богатых джентльменах, которые теряли своих детей и после долгих лет безутешного горя находили их среди трубочистов. Истории окружали трубочистов ореолом тайны. Никто (кроме их хозяев) не смел дурно обращаться с трубочистами: ведь неизвестно, кто он такой, - а вдруг окажется сыном какого-нибудь пэра или знатного лорда? Многие из тех, кто верит в чудеса, стали считать, что чистка дымоходов - своего рода тяжелое испытание, после которого рано или поздно трубочисты благородного происхождения вновь обретут свои титулы и звания; поэтому и к ремеслу трубочистов было принято относиться уважительно. С развитием технологий потребность в трубочистах уменьшилась.
В Англии сейчас около 600 трубочистов. Хотя современные системы отопления обходятся без людей этой профессии, в старых домах с каминами и печами еще достаточно труб, нуждающихся в чистке. А кроме того, по народным поверьям, встреча с трубочистом приносит счастье, и их охотно приглашают на свадьбы.
На первое мая проходит шествие с танцами. Возглавляет процессию «милорд». За ним следует процессия с «Джеком-в-Зелени» - мальчиком, украшенным зелеными листьями и ветвями, перед ним кувыркаются и выделывают разные штуки подростки, одетые клоунами, а следом за ними шествуют лорды и леди. Процессию замыкает «миледи», которая собирает «казну». Джек-в-Зелени олицетворяет дух весны и леса, почитаемым во время этих традиционных обрядов весны. В Рочестере есть закон, запрещающий детям переходить улицу по натянутому канату.
Майский праздник в Германии
Установка Майского дерева
Издревле Майский праздник (Maifeiertag) отмечается в Германии весело и шумно. В этот день можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом, весело провести время, отдохнуть. Празднование проводится в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла - природа начинает новую жизнь.
Символикой этот праздник связан с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако, обычай этого праздника восходит к языческим временам. Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли - Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире превратился этот день в Праздник Хиларии, а позднее у северных народов - в день Майской королевы и Зеленого Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор.
По обыкновению, майский праздник начинается накануне, в Вальпургиеву ночь. Вечером 30 апреля повсюду проходят празднества «Танец (пляски) в май», которыми по старой традиции, приветствуется наступление лучшего месяца для пробуждения весны. Обязательным считается украшение дома (внутри и снаружи) и сада молодыми побегами, цветами. Все это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер. Идет выбор майской королевы и короля. С утра веселье продолжается: это обязательный торжественный пронос разукрашенного майского дерева (Maibaum), которое водворяется в центре селения. Вокруг дерева снова происходят танцы, которые восславляют по древним обычаям его величество солнце.
Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная
Символом Первомая является Майское дерево (Maibaum). Это высокий ствол с зеленым венком на верхушке, наряженный молодой зеленью и цветами. Венок украшается 7 разноцветными ленточками, чаще всего красными. Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно олицетворяет жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье. Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Дерево без листьев (столб) - неизменяемая ось или центр. Семь ленточек - семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра - символ создания мира от центра. Столб - это символ мужчины, а венок - женщины. Вместе олицетворяют обновление жизни, сексуального соединения, воскресения и весны.
Именно эти языческие корни Первомая возмущали христианских священников, а не борьба рабочих за свои права. В поклонениях дереву они видели противоположность крестным ходам, тем более на эти «веселенькие» деньки приходилась Пасха. Однако праздник жив, и с ним связано не меньше обычаев, поверий и суеверий, чем с Рождеством. На майское дерево кое-где вешают сапоги, рубахи и прочие ценные призы, кто доберется по столбу до приза, того и подарок. Проверка удали молодецкой (этот обычай в свое время был распространен в России, его переняли из Московской немецкой слободы).
Кое-где сохранился обычай украшать деревце с зелеными побегами сверху и обрубленными крайними ветками, чаще всего - это молодая березка, для своей девушки. Устанавливать его перед ее домом, как знак симпатии (и вовсе не обязательно становится женой или невестой после этого). Перед домом одной девушки можно поставить только одно дерево, поэтому, чье дерево останется, юноши иногда выясняют кулаками, а иногда и хитростью. Молодой человек, «посадивший» дерево, стережет его (чтобы, например, его не выкопал соперник), а заодно и смотрит на реакцию девушки. Она подсматривает в окошко за тем, кто ставит дерево, и может для него выставить на порог пустую корзину. Данный знак будет означать, что молодому человеку не отвечают взаимностью. И тогда он может затаить обиду, оскорбиться и отомстить. После чего по утру можно увидеть кучу навоза или грязи, а самое худшее - это измазанные ворота дегтем, что с древних времен является страшным позором для молодой красавицы, поэтому она охраняет ворота целую ночь… Вот так и не спят всю ночь, один дерево стережет, а вторая - ворота… Иногда жители одной деревни пытаются украсть дерево из чужой деревни, и в тоже время, не забывая, охранять свое дерево от похищения или разорения. За украденное дерево полагается выкуп - бочка пива ...минимум.
Картина «Майский день» (May Day), художник Джозеф Ноллекенс (1737–1823)
Майские дерева в городах - это разукрашенные металлические столбы, предназначение которых понятно только один день в году, остальное время они вызывают удивления у туристов. Но чем меньше поселение, тем майские деревья становятся все уникальнее. Например, с вырезанными фигурками людей, танцующих пар, церквей, орудий труда... Это даже и не удивительно, это же еще праздник и рабочего (Зеленого) человека. В те же средние века, когда пришел праздник встречи весны, именно от состояния хозяйства на 1 мая зависела оплата батрацкого труда за целый год. Вот как оказывается, ездить на Первомай на дачу – это не кара, а дань нашим предкам… Ясное дело, что максимальное беспокойство причиняла всегда последняя ночь, ведь за труд могли не заплатить. Именно это, считают исследователи, и породило поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Поэтому, чтобы год трудов не пропал даром, батракам приходилось жечь костры, не спать и петь песни, дабы отогнать нечистую. А утром показывать убереженные стада и нивы, получать заработанное и веселиться под майским деревом…
1 мая в истории
Знаменательные события
1840 В Англии появились первые в мире почтовые марки.
1 мая 1840 года на лондонском почтамте было необычайно оживленно: в продажу поступили первые в мире почтовые марки с портретом королевы Виктории. Черная стоила один пенни, синяя – два пенса. А с 6 мая эти марки разрешили наклеивать на конверты и использовать при пересылке писем. Автором идеи использования марок для оплаты почтовых отправлений был Роуленд Хилл, в 1854 году ставший главным почтмейстером Британии. Ему же принадлежит работа по реформированию почты (1837).
1918 На Ходынском поле состоялся первый военный парад Красной Армии.
На Руси триумфальные шествия войск проводились еще в конце XII века. Например, после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере войско Александра Невского в полном боевом облачении прошло по Пскову под праздничный перезвон колоколов.
Своеобразные парады были и во времена Петра I. Сначала они практиковались в «потешном войске» молодого царя, а затем в гвардейских частях. В XIX веке парады в русской армии получили повсеместное распространение. В Петербурге зимой они проводились на Дворцовой площади, весной – на Марсовом поле, а летом – в Царском селе.
Первый военный парад в годы советской власти состоялся 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве. А самыми запоминающимися воинскими шествиями в 20 веке были, безусловно, парады 1941 и 1945 годов на Красной площади. Отсюда уходили на фронт, сюда же вернулись после разгрома врага.
1944 Учреждена медаль «За оборону Москвы».
1960 Американский летчик Фрэнсис Пауэрс нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе Свердловска.
Такой ракетой сбили самолет Пауэрса
1 мая 1960 года американский самолет «У-2», пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург). Пауэрс выпрыгнул с парашютом и был немедленно по приземлении задержан около Свердловска. Первая же выпущенная ракета ЗРК С-75 оторвала у самолета Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надежного поражения было выпущено еще несколько зенитных ракет. Кроме того, случайно был сбит советский перехватчик МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту «У-2». Пилот советского самолета, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб. Посмертно был награжден орденом Красного знамени.
Пауэрс был привезен в Москву, где военная коллегия Верховного суда СССР осудила его за шпионаж и приговорила к длительному сроку тюремного заключения. Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений – раньше Вашингтон это отрицал.
В результате был отменен визит президента Эйзенхауэра в СССР и другие инициативы по сближению. Фрэнсис Пауэрс, пилот сбитого «У-2», отсидел в ГУЛАГе 21 месяц, после чего был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в Америке в сентябре 1957 года. Обмен состоялся 10 февраля 1962 года на мосту Альт Глинике между Западным и Восточным Берлином. Адвокат Донован в своей книге об Абеле утверждал, что Пауэрса передали американцам одетым в хорошее пальто, в зимней пыжиковой шапке, здоровым и откормленным. Рудольф Иванович Абель, несмотря на мороз, был только в серо-зеленом тюремном балахоне и кепочке, выглядел «худым, усталым и сильно постаревшим».
1990 Оппозиция организовала демонстрацию на Красной площади, что привело к срыву военного парада.
1 мая 1990 года впервые прошла демонстрация оппозиции. В этот день за официальной демонстрацией на Красную площадь вступила альтернативная колонна с антикоммунистическими, антисоветскими и антигорбачевскими лозунгами. Президент и другие руководители СССР покинули трибуну мавзолея. Телевизионная трансляция была прекращена, военный парад не состоялся.
Люди:
Родились в этот день:
1895 Николай Ежов
- нарком НКВД.
1 мая 1895 - 4 февраля 1940
Николай Иванович Ежов родился 1 мая 1895 года. О его родителях практически ничего не известно. Согласно автобиографии, написанной Ежовым в 1921 году, отец Ежова был рабочим-литейщиком. Будучи подростком, будущий нарком служил в подмастерьях у портного. В царскую армию он был призван в 1913 году. Февральскую революцию будущий нарком встретил восторженно и «с головой ушел в революционную работу».
С 1927 по 1933 год Ежов последовательно перемещается на все более высокие ступени революционной иерархической лестницы. А после 33-го его карьера делает стремительный взлет. В 1934 году его избирают председателем комиссии по чистке партии, в том же году он становится одним из руководителей партии, членом ЦК. В 1935 году Ежова назначают секретарем ЦК, председателем комиссии партийного контроля, а в 1937 – главой НКВД.
С назначением наркомом Николая Ежова в НКВД началось что-то невообразимое. Почти вся верхушка чекистов была арестована, а затем по решению коллегии расстреляна. Количество жертв исчислялось сотнями тысяч человек. «Ежовщина» – именно так называют расцвет этих кровавых репрессий в середине тридцатых годов 20 века. В советской прессе об этом человеке писали как о «железном наркоме», в народе же его прозвали «кровавым карликом» – его рост составлял всего 151 см.
10 апреля 1939 года Ежов был арестован по обвинению в организации контрреволюционного заговора в органах НКВД СССР, агентурной работе на германскую, английскую, японскую и польскую разведки, в организации террористических актов против руководителей партии и государства, а также в подготовке вооруженного восстания против Советской власти. Николай Ежов был расстрелян 4 февраля 1940 года. Он умер со словами «Да здравствует Сталин!». В 1988 году Военная коллегия Верховного суда отказалась реабилитировать Н.И.Ежова.
1924 Виктор Астафьев
- советский и российский писатель.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ города Красноярска Енисейской губернии. В детстве он пережил несколько трагедий: отца посадили по ложному обвинению за вредительство, а мать в одной из поездок в тюрьму, переплывая реку, утонула. Отец, выйдя из заключения, женился во второй раз. Из-за сложных обстоятельств Виктор оказался на улице, потом попал в детский дом. В 1942 году, отучившись в новосибирской школе пехоты, добровольцем отправился на фронт.
1929 Игорь Акимушкин
- учёный-биолог, автор научно-популярных книг о жизни животных.
Игорь Иванович Акимушкин родился в семье инженера 1 мая 1929 года в Москве. Окончив с отличием школу, он поступил в 1947 году в МГУ на биолого-почвенный факультет и в 1952 году окончил его, защитил кандидатскую диссертацию. Акимушкин начал печататься в 1956 году, но произведения, адресованные детям, увидели своего читателя только в 1961 году. Он является автором 96 научно-художественных, научно-популярных и детских произведений о мире животных: «Следы невиданных зверей», «Тропою легенд», «Приматы моря», «Трагедия диких животных», «Мир животных» и др.
1946 Джон Ву
- знаменитый китайский и американский кинорежиссёр.
Джон Ву родился в Южном Китае 1 мая 1946 года. В 1969 году устраивается помощником режиссера на студию «Шоу Бразерс Пикчерз», расположенную в Гонконге. Кинематограф Гонконга был тогда на стартовом этапе развития и только выходил на мировой уровень, в большей степени из-за фильмов про восточные единоборства. Эту тематику подхватил и Джон Ву, чьи первые киноленты были выполнены в жанре «кунг-фу экшн».
1975 Алексей Смертин
- российский футболист, полузащитник.
Алексей Геннадьевич Смертин родился 1 мая 1975 года в Барнауле. Является воспитанником барнаульской футбольной школы «Динамо». В начале своей карьеры Алексей был игроком таких клубов как «Динамо» (Барнаул), «Заря» (Ленинск-Кузнецк). Позже Смертин переходит в элистинский «Уралан», а после в московский «Локомотив».
Умерли в этот день:
1873 Давид Ливингстон
- шотландский миссионер, выдающийся исследователь Африки.
Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в деревеньке Блантайр. Уже с десяти лет он пошел на работу на ткацкую фабрику. Дэвид самостоятельно обучился латинскому и греческому языкам, выучил математику. Это помогло ему при поступлении в Университет Глазго.
1904 Антонин Дворжак
- чешский композитор.
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841года в деревне Нелагозевес на берегу Влтавы. С шести лет он пошел в сельскую школу. Церковный органист учил его игре на скрипке, и с девяти лет Дворжак уже играл в любительском оркестре.
1978 Арам Хачатурян
- армянский композитор.
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье бедного ремесленника. В детстве и ранней юности не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом. е, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом. В 1922 году поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он учился в классе виолончели, а затем перешел в класс композиции.
Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории. Первые же его сочинения – «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» (1932) и «Первая симфония» (1934) – сразу обнаружили выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна. Его тяготение к естественному и артистичному соединению восточных народных мелодий и ритмов с традиционными европейскими формами восхищало.
1979 Виль Липатов
- русский советский писатель.
Виль Владимирович Липатов родился 10 апреля 1927 года в городе Чите в семье журналиста и учительницы литературы. В 1942 году он стал студентом института инженеров транспорта в городе Новосибирске, но в 1948 году перевёлся в Томский педагогический институт, который окончил в 1952 году экстерном. Учась в институте, стал работать в газете «Красное знамя». В 1956 году были опубликованы его первые рассказы «Двое в тельняшке» и «Самолётный кочегар» в журнале «Юность».
1994 Айртон Сенна
- бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1.
Айртон Сенна да Сильва родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу (Бразилия) в семье крупного землевладельца. С детства занимался картингом и уже в 17 лет стал чемпионом Южной Америки. В 1981 году с двумя титулами вице-чемпиона мира по картингу приезжает в Великобританию, где трижды завоевывает титул чемпиона.
2000 Стивен Ривз
- американский актёр и легендарный культурист.
Стивен Ривз родился 21 января 1926 в маленьком городке Глазго, штат Монтана. Отец его был фермером и погиб в результате несчастного случая, когда Стивену не было еще двух лет. Когда Стиву исполнилось 10 лет, они с матерью переехали в Оклэнд, Калифорния.
2001 Георгий Менглет
- театральный актёр, премьер Московского театра сатиры.
Георгий Павлович Менглет родился 1 сентября 1912 года в Воронеже. Увлечение театром началось еще в школьном драмкружке. Георгий играл там Чацкого, Вильгельма Телля, Осипа в «Ревизоре», профессора Кругосветлова в «Плодах просвещения». Именно учительница, организовавшая кружок, отправила его в судьбу: «Быть тебе, Жорик, актёром». Эти слова определили всю его жизнь. Менглет поехал в Москву, где и поступил в ГИТИС с первого захода.
Именины отмечают: Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Михаил и Феликс