3 февраля 2011
Новый год по лунному календарю
Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским»...
Новый год - самый длинный и самый важный праздник в китайском календаре (лунном). Фестивали, гуляния, приуроченные к этому празднику, длятся 15 дней. Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским», потому что его празднование распространилось по Азии, а в дальнейшем и по миру, именно из Поднебесной. Более того, в большинстве стран, отмечающих этот праздник, «китайский» Новый год является государственным праздником и радостным событием для представителей всех национальностей и конфессий.
Новогодний ужин - главная новогодняя традиция. Причем на столе должно быть как можно больше блюд. Согласно традиции, в праздничную ночь за столом присутствуют духи предков, которые являются полноправными участниками торжества. Все последующие дни принято навещать с поздравлениями родственников и друзей. Также в этот период устраиваются традиционные массовые гулянья - костюмированные пляски и маскарадные уличные шествия.
Буддийский Новый год - Сагаалган
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
Дату встречи Нового года по лунному календарю
ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло). В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Тэт - Вьетнамский Новый год
Новогодний цветочный базар
В русском языке, чтобы описать встречу нового года и все, что с этим связано, потребуется не одно словосочетание, а то и целое предложение, а для вьетнамцев достаточно сказать одно слово – Тэт, и у любого, кто хоть раз находился во Вьетнаме во время Тэта, сразу же перед глазами возникает атмосфера этого традиционного национального праздника.
Если вы думаете, что вьетнамский Тэт отличается от встречи Нового года в России только тем, что проходит 1 числа первого лунного месяца, а не по солнечному календарю, то вы сильно заблуждаетесь. Тэт – понятие очень многогранное: это и подготовка к встрече нового и проводам старого года, полная радостной суеты, покупок и приготовлений; это и традиционные ритуалы и обряды, игры и конкурсы, музыкальные и костюмированные выступления, проводимые до и после начала нового года по лунному календарю; это совершенно особое состояние людей, когда кажется, что все плохое и грустное остается в старом году, а новый принесет только все хорошее и доброе.
На Тэт все наполнено радостным предвкушением большого праздника и носит ритуальный характер. Даже банальная уборка дома перед новым годом не кажется в тягость и сопровождается ритуалом проводов Бога-очага на небо для доклада Нефритовому императору о делах семьи за прошедший год и ритуалом встречи его обратно на землю, чтобы отметить начало года вместе с семьей в чистом, прибранном доме.
В зависимости от фаз луны праздник этот выпадает на конец января - начало февраля. Каждому году 12-летнего лунного цикла соответствует мифическое существо, животное, пресмыкающееся или птица, символизирующие этапы замкнутого кольца жизни.
Вьетнамский Новый год - Тэт - имеет многовековые традиции. Ровно в полночь праздничные фейерверки взрывают небо Ханоя и Хайфона, Дананга и Хошимина. В храмах и пагодах звучат удары медных колоколов и перестук деревянных кресселей. По улицам и площадям молодые люди проносят раскрашенных бумажных и картонных драконов. В праздничном убранстве преобладают красные и желтые краски. Тэт продолжается четыре дня.
Какие же обычаи хранят вьетнамцы, празднующие приход весны? Во-первых, считается почетным провести новогоднюю ночь в компании седого человека, которому более 70 лет. Наутро следует отправиться на поиски цветка с капельками росы на лепестках, сорвать веточку персикового дерева, одарить подарками детей. При соблюдении этих ритуалов зло никогда не войдет в ваш дом. Но самое главное в новогодние дни - не желать несчастья другому: соблюдение добрых правил подарит мир и счастье вам и вашим близким. Даже в самые трудные годы на праздничный стол всегда выставляются лепешки и пироги — баньтынг и баньзей, имеющие форму круга и квадрата. Они означают небо и землю, а вместе - мир под общим кровом.
На второй день Тэта на территории самого древнего в Индокитае храма Ван-Миеу разгораются самые веселые и ожесточенные петушиные бои. На Озере возвращенного меча в Ханое дает спектакли театр кукол на воде - уникальная фольклорная труппа, единственная в мире. В историческом центре Ханоя, на улице Ханглыок, пожилые люди любезно предлагают длинные бамбуковые шесты. Их надо «посадить» перед входом в дом - они закроют дорогу злым духам.
Тэт - это еще и праздник цветов. К цветочным рынкам проезд на автомобиле запрещен. Да и вряд ли кому придет в голову помешать таким образом счастливой новогодней суете. Самым праздничным цветком считается матчой - солнечный цветок, или восточная “астра”. И этих цветов, гласит народная мудрость Востока, должно быть столько, сколько людей на Земле.
Тэт имеет древнейшую историю, как и сама страна Вьетнам. В Тэт люди возвращаются к своим истокам, предкам. Все стараются вернуться домой хоть с расстояния в тысячи километров, чтобы обязательно быть дома, в кругу семьи. Существует много обычаев во время празднования Тэта, особенно первого января лунного года. Как только двенадцатый час ночи наступил - это время называется «Зяо Тхыа» (означает «встреча времен»), - дети, внуки поздравляют бабушек, дедушек, родителей с Новым годом, желают долголетия и крепкого здоровья и благополучия. Потом взрослые поздравляют детей и дарят деньги на счастье. Сколько денег, не имеет значения. Самое главное: деньги должны быть новыми (новые купюры или новые монеты). Они обязательно должны быть упакованы в новые красные мешочки (либо из бумаги, либо из ткани) с красным бантиком. В последующие праздничные дни взрослые родственники, друзья, знакомые семьи приходят в гости и также могут дарить деньги на благополучие детям. Обычай дарить деньги детям на Новый год в сегодняшние дни является обязательным, и ни один Новый год во Вьетнаме не проходит без соблюдения этого обычая. По традиции вьетнамцы считают, что дарить детям немного денег - это как будто начало «прасада» в Новом году, с тем, чтобы это начало умножилось во много раз.
Во время Тэта в буддийских храмах монахи дарят прихожанам деньги, которые также кладут в маленькие красные мешочки. Это как бы подарок благополучия от Будды, от бога. Это подарок для везения. Вьетнамский афоризм гласит: «Чуточка благополучия от Будды равна целой большой корзине земного благополучия»
День преподобного Максима Грека
Преподобный Максим Грек
Преподобный Максим Грек (XV-XVI) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции. Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
3 февраля в истории
Знаменательные события
1565 Иван Грозный учредил опричнину.
Николай Неврев. «Опричники»
Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия...
Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. 3 декабря царь Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года вернулся в Москву, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредил 3 февраля «опричнину».
В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены около 20 городов (в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование – войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение ее отменить. Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек, однако многие историки считают эту цифру заниженной.
1718 Петр I лишил своего сына Алексея прав наследника престола.
3 февраля 1718 года Петр I лишил своего сына Алексея прав наследника престола. Права эти перешли к малолетнему царевичу Петру. Алексей был сыном Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной и воспитывался в среде, враждебной Петру.
1826 Александр Грибоедов был арестован в крепости Грозной по подозрению в причастности к восстанию декабристов.
1933 Состоялось торжественное открытие Мондовской лаборатории, созданной в Кембридже специально для гениального русского физика Петра Капицы.
Резерфорд в лаборатории Капицы
В 1921 году Пётр Капица направлен в научную командировку в Англию с группой российских ученых на стажировку в Кавендишскую лабораторию великого физика Эрнста Резерфорда в Кембридже. Произведенные им в этой лаборатории исследования в области магнитных полей доставили П.Л. Капице мировую славу. В 1923 году он стал доктором Кембриджского университета, в 1925 – заместителем директора Кавендишской лаборатории, в 1926 – директором созданной им Магнитной лаборатории в составе Кавендишской лаборатории. В 1928 году открыл закон линейного, по величине магнитного поля, возрастания электросопротивления металлов (закон Капицы). За это и другие достижения в 1929 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и в том же году – избран действительным членом Лондонского Королевского общества.
Для исследований талантливого физика по сильным магнитным полям и низким температурам в Кембридже было построено новое прекрасное лабораторное здание. Мондовская лаборатория Королевского общества была очень торжественно официально открыта 3 февраля 1933 года ректором университета Стенли Болдуином.
В апреле 1934 года Капица впервые в мире получил жидкий гелий на созданной им же установке. Это открытие дало мощный толчок исследованиям в физике низких температур. В том же году во время одного из частых приездов в СССР для преподавательской и консультативной работы П.Л. Капице было отказано в разрешении на выезд. Причиной стало желание советского руководства в продолжении его научной работы на Родине. Капица первоначально был против этого решения, так как имел в Англии великолепную научную базу и хотел продолжать исследования там. Однако в 1934 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан Институт физических проблем АН СССР и Капица был назначен его первым директором. Ему было предложено самому создать мощный научный центр в СССР, и при содействии Советского правительства доставлено всё оборудование его лаборатории из Кавендиша.
1966 Советская станция «Луна-9» впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну.
Станция «Луна-9»
В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство». И с этого момента великие умы планеты начали трудиться над началом реального освоения космоса...
Много значимых событий произошло в истории космонавтики с тех пор. В их числе программы исследования Луны. Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Обратную сторону с Земли не видно, потому что Луна делает один оборот вокруг Земли точно за такое же время, за которое Земля делает один поворот вокруг своей оси. Увидеть, что же находится на «затылке» Луны, стало возможным только с помощью космических исследований.
Сделано это было третьей из серии лунных станций, запущенной в СССР в 1959 году. Оказавшись по расчетной траектории позади Луны, станция сфотографировала ее поверхность. «Луна-3» оказалась первым аппаратом, который стал искусственным спутником сразу и для Земли, и для Луны - его сильно вытянутая орбита охватывала оба этих небесных тела. Так люди впервые смогли увидеть обратную сторону Луны.
Оказалось, что она резко отличается от видимой, поскольку на ней почти нет темных участков. Это стало крупнейшим открытием первых этапов космического исследования Луны - наш естественный спутник оказался геологически асимметричным. На его видимой стороне имеются и светлые материковые, и темные «морские» участки, а на обратной - сплошной материк. Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 году. 31 января был произведен запуск ракеты-носителя «Молния» для вывода автоматической межпланетной станции «Луна-9» на околоземную орбиту.
3 февраля впервые в мире была совершена посадка станции «Луны-9» на поверхность Луны. После мягкой посадки станция «Луна-9» работала в течение 75 часов и дала семь сеансов связи. «Луна-9» передала на Землю телевизионную панораму местности. На этих изображениях, сделанных с высоты около 1 м, были видны детали размером до 1 мм. Полученная научная информация подтвердила теорию, выдвинутую В. Шароновым и Н. Сытинской, о «метеорно-шлаковом» строении наружного покрова Луны.
Триумфальные успехи Советского Союза в космосе, и в частности полеты автоматических станций к Луне, не давали покоя Американскому руководству. На Лунную программу Национальному агентству по аэронавтике и космосу (NASA) были выделены огромные ассигнования. Лучшие научные и конструкторские силы США включились в осуществление поставленной задачи. Их старания увенчилась успехом: в июле 1969 года экспедиция американских астронавтов высадилась на поверхности Луны.
Люди:
Родились в этот день
1809 Феликс Мендельсон
- немецкий композитор, известный как автор Свадебного марша.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон появился на свет в Гамбурге, в семье банкира Авраама Мендельсона 3 февраля 1809 года. Музыкальные способности у него проявились с детства и были замечены матерью. Она и стала учить Феликса и его младшую сестру музыке.
1851 Генрих Трюбнер
- немецкий художник
3 февраля 1851 - 21 декабря 1917
Генрих Вильгельм Трюбнер родился 3 февраля 1851 года в Гейдельберге. Его отец был ювелиром. Потому Вильгельм в юности решил продолжать дело отца. Он даже обучился ювелирному делу. Но судьба распорядилась иначе: в 1867 году Генрих познакомился с Ансельмом Фейербахом, который воодушевил его заняться живописью.
Сцена в мастерской художника
В 1867 году Трюбнер поступает в Государственную академию художеств в Карлсруэ, год обучается живописи у Феодора Дица. Затем, в 1868 году он перевелся в художественную академию в Мюнхене и продолжил занятия у Александра Вагнера. Вскоре Трюбнер переехал в Штутгарт, чтобы продолжить обучение у Ганса Канона. В этот период он знакомится с Альбертом Лангом и Карлом Шухом, вместе с которыми ездит писать пейзажи вокруг Штарнбергского озера. Несколько позже Трюбнер начинает работать в художественной мастерской с Лангом и Гансом Томой и находился в тесной связи с так называемым «кружком Лейбля».
Лодочный причал на острове Херренинзель в озере Кимзе
После 1877 года Генрих в своем творчестве обращается к мифологическим и литературным сюжетам, работая в натуралистической манере. В 1889 году берлинская галерея «Гурлитт» организовала выставку работ Вильгельма Трюбнера. После выставки Трюбнер вновь обратился к пейзажной живописи. В 1895 году он переезжает во Франкфурт и работает в Штеделевском художественном институте. Его работы по теории искусства были опубликованы в 1892 и 1898 годах. В 1903-1917 годах Трюбнер служил профессором в Государственной академии художеств в Карлсруэ, а в 1904-1910 годах занимал пост её директора. В 1911 году местное объединение художников организовало крупную выставку работ Вильгельма Трюбнера, за которой последовала выставка в Берлинском сецессионе в 1913 году.
В 1917 году Вильгельма Трюбнера пригласили на работу в Берлинскую академию художеств, но он не смог принять это предложение по состоянию здоровья. Трюбнер умер в том же году в Карлсруэ.
1862 Савва Морозов
- российский предприниматель и меценат.
Савва Тимофеевич Морозов родился (3) 15 февраля 1862 года. Он принадлежал к одной из самых знаменитых фамилий в истории предпринимательства. Основатель династии, Савва Морозов-старший, был крепостным дворян Рюминых.
1874 Гертруда Стайн
- американская писательница.
Жизнь Гертруды Стайн полна противоречий. Будучи американкой, Гертруда почти всю жизнь прожила в Париже. Несмотря на то, что она написала немало произведений, влияние на литературу она оказала скорее как хозяйка салона, чем как литератор. Гертруда Стайн родилась 3 февраля 1874 года в Аллегейни (Пенсильвания, США) в состоятельной немецко-еврейской семье.
1942 Евгений Шапошников
- военачальник СССР и России, последний министр обороны СССР.
Евгений Иванович Шапошников родился на хуторе Сухой Лог в Ростовской области 3 февраля 1942 года. В 1963 году, после окончания Харьковского высшего военно-авиационного училища начал службу в Прикарпатском военном округе.
1973 Андрей Чернышов
- российский актёр театра и кино.
Андрей Чернышов родился в Киеве 3 февраля 1973 года. После окончания 3 класса вместе с семьёй переехал жить в Читинскую область. Он играл в школьном театре «Зелёная карета», которым руководила его мать. Отец был директором школы.
Умерли в этот день
1252 Святослав III Всеволодович
- великий князь владимирский.
Святослав III Всеволодович родился 27 марта 1196 года, сын Всеволода Юрьевича, в крещении Гавриил. За время своей жизни князь Святослав княжил в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире.
1870 Константин Данзас
- друг и секундант А.С.Пушкина.
? — 3 февраля 1870
Константин Карлович Данзас родился в 1801 году. Известно о «лицейском брате» Пушкина немного. Даже в солидных источниках не упомянута точная дата его рождения. Почти нет сведений и о его родителях, известно только, что он происходил из старинного дворянского курляндского рода. Начальное образование получил в Москве, в университетском благородном пансионе, и был принят в Лицей, откуда был выпущен офицером в армию. Служебный формуляр Данзаса полон записями о наградах.
Впоследствии, давая после поединка Пушкина показания следственной комиссии, разбиравшей обстоятельства дуэли, в интересах чести погибшего друга, он не сказал, что знал о поединке заранее. За недонесение о дуэли властям Данзасу был вынесен суровый приговор. Он был приговорен императорским военным судом за участие в смертельной дуэли к повешению, замененному впоследствии по просьбе вдовы Пушкина императору двумя месяцами ареста в Петропавловской крепости. 19 мая 1837 года Данзас был освобожден из Петропавловской крепости. Выйдя из-под ареста, он долгое время служил в Санкт-Петербургской инженерной команде, потом был отправлен по личной просьбе на Кавказ. По отзывам людей бывалых, в частности декабриста Николая Лорера, храбрости, подобной храбрости полковника Данзаса они не видели. Она была беспримерной.
В отставку Константин Карлович вышел с чином генерал-майора в начале 1850-х. Он не нажил ни гроша, у него не было ничего, кроме пенсии генерала. Собственной семьи он так и не создал. С ростом всенародной славы Пушкина Данзас все мучительнее и острее ощущал свою роль в роковом поединке. В конце концов ему трудно стало говорить о чем-либо, кроме дуэли, он был склонен обвинять себя в том, что не сумел сохранить другу жизнь. Скончался генерал-майор Константин Карлович Данзас 3 февраля 1870 года, в совершенном одиночестве в Петербурге и был похоронен на католическом кладбище Выборгской стороны. В 1936 году его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру.
1924 Томас Вудро Вильсон
- 28-й президент США (1913-1921), лауреат Нобелевской премии.
Томас Вудро Вильсон родился 28 декабря 1856 года в Стонтоне (шт. Виргиния). Учился в Дэвидсон-колледже в Северной Каролине (1873–1874) и в Принстонском университете (1875–1879). В 1918 году он разработал Устав Лиги Наций, за который в 1919 году стал лауреатом Нобелевской премии мира за вклад в Версальский мирный договор.
1956 Эмиль Борель
- известный французский математик.
Эмиль Борель – один из самых известных математиков XX века, президент Парижской академии наук с 1934 года. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ. Его имя носят: подгруппа в алгебре, теорема, преобразование, функции, мера, класс, критерий, кольцо множеств и поле множеств в топологии.
Эмиль Борель (Феликс Эдуард Жустин Эмиль Борель) родился 7 января 1871 года во Франции, в Сент-Африке, недалеко от Авиньона. Отец Бореля был пастором протестантской церкви, он и дал первоначальное образование сыну.
1994 Георгий Щедровицкий
- советский философ и методолог, общественный и культурный деятель.
Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Окончил философский факультет МГУ в 1953 году. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении сорока лет московского методологического кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения.
1997 Михаил Якушин
- выдающийся советский спортсмен, футбольный тренер.
Михаил Иосифович Якушин родился 15 ноября 1910 года в Москве. Он был одним из лучших футболистов страны в довоенные годы. Техничный, с мягкой пластикой движений при обработке мяча, невозмутимый, уверенный в себе, обладал комбинационным талантом, умением организовать атаку, найти неожиданный тактический ход.
Именины отмечают: Евгений, Илья, Иван, Максим, Агния и Анна