14 января 2012
Старый Новый год
В ночь с 13 на 14 января каждый может «допраздновать» самый любимый праздник
Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.
Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» - по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.
Интересно, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.
Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.
Обрезание Господне
Это события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова
По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом
прежде зачатия Его во чреве.
Евангелие от Луки, 2:21
С IV века христиане празднуют событие, которое описано в Евангелии от Луки - обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова.
Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени - Иисус (Спаситель) - совершили этот обряд. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, тоже были обрезаны.
Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.
День святителя Василия Великого
Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.
За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Международный фестиваль бумажных змеев в Индии
Бумажные змеи всех возможных расцветок, форм и размеров
Бумажные змеи всех возможных расцветок, форм и размеров взлетают сегодня в голубое зимнее небо Индии. Бумажные змеи, несомненно, стали одним из воплощений мечты человека о полетах в небо. История создания и развития бумажных змеев впечатляет своей протяженностью и завораживает своей насыщенностью. Поэтому неслучайно фестивали бумажных змеев проводятся во многих странах мира и привлекают и любителей, и профессионалов этого искусства.
В Индии Международный фестиваль бумажных змеев (International Kite Festival) проводится ежегодно 14 января. Местом проведения выбран город на западе Индии, Ахмедабад (Ahmedabad), который является крупнейшим городом штата Гуджарат (Gujarat). По времени проведения фестиваль совпадает с фестивалем Макар Санкранти (Makar Sankranti) или Уттараян (Uttarayan) — фестивалем, воспевающим передвижение солнца в северное полушарие и смену времен года, а, следовательно, окончание зимы и приход весны.
Окончание зимнего сезона - время проведения Международного фестиваля бумажных змеев — знаменательно голубым и безоблачным небом, запахами весенней природы, приносымыми прохладным ветром, чувствами ожидания, радости и ликования, которые охватывают всех, кто стремится посетить фестиваль. Если говорить точнее, то фестивали бумажных змеев проводятся во многих больших городах Гуджарата, но Международный фестиваль бумажных змеев в Ахмедабаде исторически занимает особое место, потому что именно в Ахмедабаде зародились истоки празднования Уттараяны.
На Международный фестиваль бумажных змеев в Ахмедабад собираются профессионалы и любители, производители бумажных змеев и эксперты не только из Индии, но практически со всех уголков мира. Дизайн, расцветка, размеры изделий буквально поражают воображение своим разнообразием. А среди участников можно встретить как молодежь, так и убеленных седеной пожилых людей. На фестиваль приезжают семьями, компаниями друзей и сослуживцев. Многочисленные зрители наблюдают шоу не только со специально оборудованных площадок на земле, но и с крыш своих домов или ближайших зданий.
Парящие в небе бумажные змеи напоминают замысловатых птиц, устремляющихся в бескрайнее небо. Но по настоящему восхитительными являются ночные запуски бумажных змеев. Они подсвечены изнутри и обычно, связанные общей нитью, расположены в одну линию. Кстати, побывав в музее бумажных змеев Ахмедабада, можно узнать много интересного из истории этого вида искусства. Например то, что в 1870 году австралийский изобретатель Лоуренс Харгрейв (Lawrence Hargrave) разработал конструкцию коробчатого бумажного змея, которая была легкой и прочной, а также отличалась хорошей устойчивостью и большой подъемной силой. Считается, что именно эта конструкция послужила прототипом для создания первых бипланов в начале 20 века.
14 января в истории
Знаменательные события
1506 В Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья».
«Лаокоон и его сыновья»
14 января 1506 года в Риме была найдена и перевезена в Ватиканский музей скульптура «Лаокоон и его сыновья». Шедевр древней скульптуры по времени создания относится примерно к 1 веку до нашей эры. По свидетельству Плиния, Лаокоон находился в доме императора Тита. Это произведение трех родосских скульпторов - Агесандра, Полидора и Афинодора.
Сюжет Лаокоона почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия. Первоначально существовало мнение, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, повидимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже.
«Бойтесь данайцев, дары приносящих!» Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого. Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы и неотвратимость гибели очевидны.
Великий немецкий просветитель Лессинг в середине восемнадцатого столетия посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильнейшую боль, сумели подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а лишь стонущим. Сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и раньше изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе. Здесь же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он предостерегал троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети. К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о беспомощности человека. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается - нет больше веры в разумность миропорядка.
В настоящее время истинным античным шедевром можно полюбоваться в Ватиканском музее.
1814 В Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека.
14 января 1814 года в Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека. В праздничном открытии участвовали более двухсот человек. В их числе были Г.Р. Державин, О.А. Кипренский, А.Х. Востоков, В.П. Стасов.
1929 День рождения Московской области.
1980 Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила ввод советских войск в Афганистан.
К 15 февраля 1989 года все воинские части СССР
были полностью выведены из Афганистана
К середине 1970-х годов был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США. В этот период происходит сближение позиций СССР с государствами Западной Европы и США. Серьезным подрывом доверия к Советскому Союзу, его мирным устремлениям явилось решение о введении советских войск в Афганистан. Решение было принято узким кругом политического руководства СССР во главе с Л.И. Брежневым.
В Афганистане в ходе восстания 27 апреля 1978 года к власти пришло правительство, ориентировавшееся на поддержку СССР. Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан (ДРА). Попытки социалистических преобразований в стране, где не было никаких предпосылок социализма, вызвали массовое сопротивление новому режиму. Руководство ДРА обратилось к СССР с просьбой оказать республике военную помощь.
В декабре 1979 года на территорию Афганистана были введены советские войска. Вначале предполагалось, что они будут поддерживать правительственные войска и не будут вмешиваться во внутренние дела соседней страны. Но правительственные войска постепенно утрачивали боеспособность и перестали существовать как серьезная боевая сила. Основная тяжесть ведения войны легла на плечи Советской армии. Так СССР оказался втянутым в чуждую ей междоусобную войну.
Во всем мире решение о вводе войск в Афганистан было воспринято как агрессия. 14 января 1980 года Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Запад ответил на ввод войск широкомасштабными экономическими и политическими санкциями. В исламском мире афганские события спровоцировали рост исламского фундаментализма. 14 апреля 1988 года были подписаны Женевские соглашения по урегулированию афганского вопроса. К 15 февраля 1989 года все воинские части СССР были полностью выведены из Афганистана.
1992 В Москве основана масонская ложа «Гармония».
Хотя масонство - самая большая братская просвятительная организация в мире, и о нём много сказано и написано, составить реальное представление об этой организации непросто. К сожалению, существует давняя и прочная традиция искажений и мистификации этого явления.
Масонство возникло в 1717 году в Лондоне как нравственно-этическая система. Потом отделения масонов открылись в других странах Европы. Цель масонства - создание мирного объединения человечества в религиозном союзе, основанном на братстве, любви, равенстве и взаимопомощи. Организационная форма - ложа (мастерская). Совокупность мастерских составляет Великую ложу. Во главе Великой ложи стоит гроссмейстер – великий мастер, великий магистр.
Первые масонские ложи в России основаны в 1730-х годах. Масонами были Павел I, Александр I, А. Суворов, М. Кутузов, Н. Карамзин, В. Ключевский, А. Грибоедов, А. Пушкин, П. Пестель, Н. Муравьев, С. Трубецкой, Б. Савинков, П. Яблочков и другие. В России масонские ложи трижды были запрещены императорами. Александр I, стремился поставить ложи под надзор и использовать их в своих интересах, но вынужден был все же запретить их рескриптом от 13 августа 1822 года. В 1918 году уже советское правительство снова запретило масонство в России.
Возрождение масонских лож в современной России началось в начале 1990-х годов. 14 января 1992 года в Москве была основана ложа «Гармония», руководителем которой был назначен Георгий Дергачев. В этот же день ложа была зарегистрирована в Управлении юстиции Москвы. Значительным событием в истории российского масонства стало основание «регулярной» Великой Ложи (1995) и Верховного Совета России (1996). В настоящее время общая численность масонов в мире составляет, по разным оценкам, от шести до 30 миллионов человек.
Люди:
Родились в этот день
1770 Адам Чарторыйский
Адам Ежи Чарторыйский родился 14 января 1770 года в Варшаве. Получил хорошее образование. В 1795 году вместе с братом Константином приехал в Санкт-Петербург, где завязал дружбу с великим князем Александром Павловичем, будущим императором Александром I.
1827 Петр Семенов-Тян-Шанский
Петр Петрович Семенов родился 2 (14) января 1827 года в деревне Урусово, под Рязанью, в семье капитана в отставке, участника Бородинского сражения. В 1848 году Семенов окончил университет и решил заняться наукой.
1841 Берта Моризо
Берта Моризо родилась в Бурже 14 января 1841 года. Проявив интерес к живописи, Берта вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой.
1875 Альберт Швейцер
Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года. Образование получил в Мюнстере и Мюльхаузене, где обучался с 1884 по 1893 год.
1911 Анатолий Рыбаков
Анатолий Наумович Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в семье инженера в городе Чернигове. В 1919 году семья переехала в Москву. После окончания школы работал на Дорогомиловским химическом заводе грузчиком и водителем.
1925 Юкио Мисима
Юкио Мисима (настоящее имя – Кимитакэ Хираока) родился 14 января 1925 года в семье чиновника. Его воспитанием занималась бабушка, которая придерживалась строгих аристократических традиций.
1948 Валерий Харламов
Валерий Харламов родился 14 января 1948 года в Москве. Его отец был слесарем-испытателем на Московском заводе «Коммунар». Мать его была испанкой, приехавшей в СССР в 1930-х годах. С детства Валерий увлекался футболом и хоккеем.
1963 Анна Самохина
- советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России.
14 января 1963 - 8 февраля 2010
Анна Владленовна Самохина (в девичестве Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области. Вскоре после ее рождения семья переехала в Череповец. В детстве Аня занималась музыкой дома — играла на фортепьяно, а потом в музыкальной школе. В 1978 году она поступила на актерское отделение Ярославского театрального училища, по окончании которого в 1982 году была направлена на работу в ТЮЗ Ростова-на-Дону, где проработала актрисой шесть лет.
Всенародную известность Самохиной принес кинематограф. В 1987 году Анна получила главную женскую роль в фильме «Узник замка Иф» (по роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо»). Эта работа оказалась для актрисы очень удачной, принесла ей популярность и открыла путь в большой кинематограф. В том же году режиссер Ю.Кара пригласил Самохину на главную женскую роль в свою картину «Воры в законе». Этот фильм был с восторгом встречен публикой, и новые роли последовали одна за другой. Актриса снялась в таких известных картинах, как «Дон Сезар де Базан» (1989), «Царская охота» (1990) и других.
Удачные работы в кино и стремительная карьера позволили Самохиной в 1989 году покинуть Ростов и переехать в Ленинград, где она стала актрисой театра имени Ленинского комсомола. Также Анна продолжала сниматься в кино. Именно на начало 1990-х годов пришелся взлет ее карьеры. Самохина ворвалась в экранное пространство эффектной, роковой и романтичной женщиной. Классическая красота актрисы особенно эффектно смотрелась в антураже костюмных фильмов, и режиссеры это использовали. В этот период Самохина сыграла несколько десятков ролей в фильмах разных жанров — в комедиях, детективах, боевиках, исторических лентах — «Гангстеры в океане», «Тартюф», «Сделай мне больно», «Русский транзит», «Поезд до Бруклина» и других. Тогда же она возглавила студию «Диапазон» и в 1996 году на фестивале в Монако представляла телефильм «Гроза над Русью».
В период кризиса российского кино 1990-х годов по финансовым соображениям Самохиной приходилось соглашаться на неинтересные, коммерческие роли, и вскоре она устала от такой работы и стала отклонять многие предложения. После нескольких лет творческого простоя Самохина вернулась на киноэкран в картине В.Москаленко «Китайский сервиз» (1999) и в сериале «Улицы разбитых фонарей», а ее возвращение на театральную сцену состоялось в 2003 году. Актриса сыграла главную роль в пьесе «Жозефина и Наполеон» на сцене театра «Колесо» в Тольятти. Постановка имела огромный успех, спектакль прошел при полных аншлагах.
В последующие годы Самохина много и успешно работала в антрепризах: в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова», Санкт-Петербургском антрепризном Театре Комедий, московском «Театральном центре на Коломенской». Среди ее работ — роли в спектаклях: «Влюбленный Мопассан», «Мастер и Маргарита», «Опасные связи», «Питерский синдром» и другие. Также актрису можно было увидеть в сериалах – «Черный ворон», «Бандитский Петербург», «Гаишники»… Много она снималась и в художественных фильмах — «Настоящая любовь», «Дом без выхода», «Псевдоним для героя» и других.
Заслуженная артистка России Анна Самохина была удостоена Приза имени В.Холодной «Самая обворожительная». Но Анна Владленовна добилась успеха не только на актерском поприще, но и в сфере бизнеса. Она являлась совладелицей петербургских ресторанов «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский», которые были очень популярны в городе. Она проявила себя как грамотный ресторатор и бизнес-леди, причем ей самой нравилось заниматься предпринимательством.
Актриса трижды была замужем. Ее первый муж - актер Александр Самохин, с которым они познакомились еще в училище. В 1983 году у них родилась дочь Александра (тоже актриса). Этот брак распался в 1994 году. Второй муж Самохиной - бизнесмен Дмитрий Коноров. Именно он помог ей организовать киностудию «Диапазон» и ресторанный бизнес. Однако после 7 лет брака они расстались, а рестораны Самохина продала. Ее третий муж - Евгений (офицер-таможенник в отставке). Но и этот брак оказался неудачным, в 2006 году они развелись.
Скончалась Анна Владленовна Самохина 8 февраля 2010 года в одном из хосписов Санкт-Петербурга от рака, была похоронена на Смоленском кладбище.
1965 Шамиль Басаев
Имя этого человека нередко звучало в сводках новостей. Его боялись и ненавидели. Сообщения о его смерти появлялись в прессе постоянно и постоянно оказывались всего лишь слухами. Шамиль Салманович Басаев родился 14 января 1965 года.
Умерли в этот день
1833 Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в Курске. Имя его от рождения было Прохор Мошнин. Отец был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.
1898 Льюис Кэрролл
Льюис Кэрролл (настоящее его имя Чарльз Латуидж Доджсон) родился 27 января 1832 года в семье приходского священника в графстве Чешир. В возрасте 12 лет поступил в частную школу близ Ричмонда, а через год продолжил обучение в Rugby School.
1949 Хэрри Стэк Салливан
Хэрри Стэк Салливан родился в Норидже (штат Нью-Йорк) 21 февраля 1892 года. После окончания Чикагской медицинской школы в 1917 году служил в армии в Мексике, затем работал в больнице в Вашингтоне.
1966 Сергей Королев
Сергей Павлович Королев родился в ночь на 31 декабря 1906 года (12 января 1907). Через много лет космонавты, летающие вокруг Земли в своих кораблях, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека.
1977 Питер Финч
Питер Финч – первый из актёров, получивших «Оскара» постмертно. Он родился в Лондоне 28 сентября 1916 года.
1978 Курт Гёдель
Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте, родился 28 апреля 1906 года в австро-венгерском городе Брюнн (ныне Брно, Чехия), в немецкой семье.
1987 Анатолий Эфрос
- российский режиссер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств России.
Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К.Станиславским, Е.Вахтанговым, В.Мейерхольдом…
Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич) родился 3 июня 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н.Петрова и М.Кнебель). Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и другие.
2001 Виталий Гольданский
- советский ученый физико-химик, академик.
Виталий Иосифович Гольданский родился 18 июня 1923 года в Витебске. Когда мальчику было пять лет, его семья перебралась в Ленинград. Там Виталий окончил школу и стал студентом химического факультета Ленинградского университета.
Именины отмечают: Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Пётр, Платон, Трофим и Федот