10 мая 2010
День книги в Германии
«Праздник костра» послужил отправной точкой
введения тотальной цензуры
День книги проходит в Германии ежегодно 10 мая. Дата эта выбрана совсем не случайно - она напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма. Именно 10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других немецких городах произошла варварская акция сожжения национал-социалистами книг, неугодных гитлеровскому режиму. Акция эта планировалась в недрах министерства пропаганды Германии еще в феврале 1933 года. Авторство ее приписывают филологу-германисту, доктору Геббельсу, незадолго до этого назначенному министром названного выше ведомства.
Публичное сжигание книг было направлено, во-первых, на запугивание «среднего человека», привыкшего относиться с уважением к печатному слову, во-вторых, на привлечение молодежи на сторону национал-социалистов. Она давала возможность молодежи почувствовать радикализм новой власти, а также то, что новая власть возлагает на нее большие надежды. Именно студентам предписывалась основная роль в предстоящей инквизиции книг. Публичные акции сожжения книг проходили во многих, в основном университетских, городах страны: Бонне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене. На «празднике костра» обязаны были присутствовать преподаватели и ректора университета. «Сначала писатели - потом преподаватели» - шептались студенты. Оскар Мария Граф, известный немецкий писатель, не нашел своей фамилии в списке сжигаемых книг. Однако, это вовсе не обрадовало его. «Я всю жизнь стремился писать правду!» - обратился он к властям. «Почему же вы не жжете и мои книги? Неужели я плохо писал?»
20 тысяч книг было предано огню только в Берлине. В основном, книги еврейских авторов, а также сочинения марксистского и пацифистского характера. Труды Альберта Эйнштейна, Карла Маркса, сочинения Генриха и Томаса Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда и других. Акция Геббельса принесла ожидаемый эффект. Революционный задор и радикализм, конфликт поколений и амбициозность молодых ученых - все было умело использовано для привлечения молодежи на сторону национал-социалистов. Немецкие студенты начала 30-х совершили самую головокружительную университетскую карьеру за всю историю Германии. Теперь молодежь оставалось только организовать. С этой задачей нацистский режим справился очень скоро.
«Праздник костра» послужил отправной точкой введения тотальной цензуры. За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырастает до 5,5 тысяч произведений. Некоторых авторов запрещают полностью, других частично. Под пресс государственной пропаганды попадают и писатели, и поэты, и ученые. Немецкая литература оказывается задавленной. В эмиграцию уезжают почти все видные писатели - семья Манн (Томас и Генрих), Ремарк, Фейхтвангер, Стефан Георге, Бертольт Брехт. Те же, кто остается, либо перестают писать, либо становятся жертвами неизвестных убийц. Из знаменитых писателей лишь Эрнст Юнгер и Готфрид Бенн остаются лояльно настроенными по отношению к режиму. Судьба немецких эмигрантов складывается драматично, порой трагично. Курт Тухольский, Карл Ейнштейн, Вальтер Беньямин, Стефан Цвейг добровольно покидают жизнь, совершив суицид.
Сейчас события 30-х годов в Германии представляются нам ужасными и невероятными. И все же никогда не следует забывать о них, чтобы не допустить повторения «костра» в будущем. Для этого на современной площади Бебельплатц, где когда-то жгли книги, находится один из самых поразительных памятников Германии - «Versunkene Bibliothek» («Утонувшая библиотека»). Его автор - израильский архитектор Миха Ульман (Micha Ullmann), родители которого покинули Германию в 1933 году. В центре площади, под толстым квадратом стекла, находится белая комната с пустыми книжными полками. Магическое свечение, распространяющееся из-под стекла, притягивает прохожих. Пустое пространство под землей передает идею потери. А рядом со стеклянной плитой - маленькая пояснительная табличка: «На этой площади 10 мая 1933 года нацистские студенты жгли книги».
Хмельник
Есть люди которые не знают своей нормы...
Есть люди которые либо не знают своей нормы, либо не пьют вообще, но бывают случаи, когда выпить приходится, а с утра плохо очень. Надо наговорить на стакан воды от похмелья:
«Господине еси хмель, буйная голова! Не вейся вниз головою, вейся по солонь по... а яз тебя не знаю, где ты живешь, - вверх сыра древа влези к своему господину в медные бочки и пивные; как не жить на огне, так на семь человече лихие словеса (имя), аще изопьешь чашу сию, доколе мои словесе из меня сии изошли, из его, (имя), похмелье, господине хмель, как царь сядет во царствие своем: тако и ты сиди на месте своем, где родился!»
Если уж не вспоминается в нужный момент заговор, то надо в стакан с водой выжать 3 целых свежих лимона, вложить 5 кусочков льда, добавить 50 гр. водки, всё это взбить в шейкере (если нет такого, то можно в закрытой баночке) до получения однородной массы и выпить в 5 глотков.
Вешнее Макошье (День Земли)
Семена, брошенные в отдохнувшую Землю, дают сильные всходы
Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтятся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.
На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
Повернувшись на запад, продолжают:
Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую.
Обратившись к полудню, произносят:
Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.
На полночь обращаются:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.
После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать ее от ворогов.
Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
Парама Экадаши
Богооткровенные писания, традиционно почитаемые различными народами, не противоречат друг другу. В разной форме, адаптируя ту или иную норму в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, священные писания преследуют единственную цель - возвысить человека до утерянного некогда положения. В исламе каждый мукалляф, то есть, совершеннолетний, адекватный и разумный человек, слышавший об исламе, обязан принять ислам, в противном случае он, невзирая на свои поступки (хорошие или плохие), после смерти обречён на вечное пребывание в аду. В буддизме также существует понятие «драгоценное человеческая жизнь», которая так же трудно достижима, как и вероятность попадания всплывающей раз в сто лет со дна океана черепахи в плавающее на его поверхности золотое кольцо.
Аналогичным образом, древнейшие Веды гласят, что принявший человеческое рождение, но не празднующий Парама Экадаши (Parama Ekadashi), который очень дорог Господу Хари, совершает самоубийство и будет страдать, рождаясь среди 8.400.000 видов живых существ. Редкая человеческая жизнь предназначена для обретения благословения и последующего освобождения, поэтому разумные из разумных воспользуются благоприятными возможностями Парама Экадаши для возвышения.
Так, жил некогда в Кампилье благочестивый, но очень бедный брахман по имени Сумедха со своей целомудренной и преданной ему женой Павитрой. Сумедха понимал, что без достатка жизнь домохозяина бесполезна, поскольку он не может исполнять свой долг ни перед Богом, ни перед обществом, ни даже перед женой. Тогда он решил поехать в чужие края, чтобы усилиями изменить жизнь к лучшему, но мудрая Павитра с величайшим уважением и любовью стала останавливать его следующими словами: «Я думаю, что нет более великого и учёного человека, чем ты, мой дорогой. Однако, в священных писаниях сказано, что богатство, которое человек имеет в настоящей жизни, зависит от благочестивой деятельности в предыдущих жизнях; и если он в предыдущих жизнях не раздавал милостыни, то даже сидя на горе золота, он будет оставаться бедняком».
Шримати Радхарани - идеал целомудренной женщины
и совершенной служанки Самого Верховного Господа.
Именно на Неё равнялись и равняются те, кто хочет
достичь совершенства в любовном преданном служении.
Выслушав эти жалобные слова своей жены, Сумедха решил остаться в родном селении. Однажды туда прибыл великий мудрец Каундинья. Сумедха и Павитра были очень гостеприимны и почтительны к нему, а также не упустили возможности спросить мудреца о том, как избавиться от бедности и сопутствующих ей страданий. Каундинья говорил так: «На одиннадцатый день дополнительного месяца високосного года наступает Парама Экадаши. Этому священному дню однажды с великой верой следовал Кувера. Увидев его старания, Шива сделал Куверу казначеем небес. Также царь Харишчандра постился в этот Экадаши в то время, как его жена и сын были проданы, и этим смог вернуть их. В соответствии с правилами и предписаниями и вы должны поститься в этот день».
Выслушав этот великий совет, чета брахманов, Сумедха и Павитра, правильно соблюдали пост в Парама Экадаши и вскоре насладились всеми благами этого мира, а впоследствии отправились в обитель Вишну. Каждый, кто соблюдает пост в Парама Экадаши, освобождается от всех своих грехов, и, насладившись жизнью здесь, возвращается на Вишнулоку, как брахман Сумедха со своей преданной женой Павитрой.
10 мая в истории
Знаменательные события
1503 Христофор Колумб открыл Каймановы острова.
Каймановы острова – владение Великобритании в Вест-Индии, куда входят острова Большой Кайман, Малый Кайман и Кайман-Брак. Они расположены в северо-западной части Карибского моря, между Кубой и Ямайкой (США).
1917 Основана Российская книжная палата.
В начале 20 века Россия была одной из самых крупных книгоиздающих стран мира. Однако развитая книжная индустрия находилась в жестких рамках цензуры царской власти.
1956 В СССР отменена плата за обучение в старших классах средних школ.
Образование в СССР не всегда было бесплатным
Оказывается, вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в Советской России была бесплатным, это было не всегда так. Официальные постановления о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом «секретно».
26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в ВУЗах вводилось платное обучение и с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 – в других городах.
Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся. Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.
В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. Для всех граждан страны плата за обучение была отменена 10 мая 1956 года.
1978 В Одессе начались съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя».
Глеб Жеглов и Володя Шарапов
Сериалы о милиции всегда были очень популярны. И хоть сегодня граждане часто ругают охранников правопорядка, фильмы о милиции продолжают смотреть с удовольствием. Самым культовым в России сериалом о трудовых буднях МУРа является, несомненно, пятисерийный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Сериал был создан на базе Одесской киностудии, а съемки начались 10 мая 1978 года.
…Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Из «огня да в полымя» попадает молоденький командир разведроты Володя Шарапов (В. Конкин), придя по распределению в МУР, в отдел по борьбе с бандитизмом. В городе лютует банда «Чёрная кошка», наводя ужас на москвичей. В схватку с бандитами вступает капитан Жеглов (В. Высоцкий), для которого Шарапов вскоре становится правой рукой...
Капитан Жеглов в этой картине, снятой по роману братьев Вайнеров режиссёром Станиславом Говорухиным – это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого. Созданный образ беспощадного борца с бандитами, настоящего героя послевоенного времени, великолепен по своему реализму и эмоциональной насыщенности. Владимир Высоцкий, еще при чтении романа Вайнеров примеривший на себя роль Жеглова, был так поглощен съёмками фильма, что Говорухин часто доверял ему ставить сцены, а в дни своего отсутствия на площадке и вовсе оставлял за главного.
Сериал был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Он полюбился не только работникам уголовного розыска, но и простым гражданам, переживающих за судьбы честных работников охраны правопорядка. Диалоги героев сразу же разошлись на цитаты – «Ну и рожа у тебя, Шарапов!» или «Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!». Памятник Жеглову установлен в Мариуполе в центре города рядом с рестораном «Место встречи», а в Киеве возле здания Министерства внутренних дел Украины открыт памятник Жеглову и Шарапову.
2005 В Берлине рядом с Бранденбургскими воротами был открыт мемориал жертвам Холокоста.
В Берлине 10 мая 2005 года, в 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны, рядом с Бранденбургскими воротами был открыт мемориал 6 миллионам евреев, жертвам Холокоста.
Люди:
Родились в этот день:
1850 Томас Липтон
Томас Джонстон Липтон родился 10 мая 1850 года в Глазго из Ирландии. Уже с пяти лет он помогал отцу в бакалейной лавке, а когда умерли его брат и сестра, он вынужден был оставить школу. В 15 лет он уехал в США, выполнял любую работу.
1864 Леон Гомон
Леон Гомон родился 10 мая 1864 года в Париже. Гомон начал свою карьеру с работы торговца оптическим оборудованием. В 1895 году Леон с компаньонами, среди которых были Гюстав Эйфель и Жозефа Валло, возглавляет компанию Comptoire General.
1866 Леон Бакст
Леон Бакст (настоящее имя - Лев Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье. Детство мальчик провел в Петербурге. До 1887 года был вольноприходящим учеником Академии художеств.
1909 Валентина Гризодубова
Валентина Степановна Гризодубова родилась 31 января 1910 года в Харькове. Ее отец был известным авиаконструктором и изобретателем, и Валентина с детства росла в атмосфере, способствующей увлечению авиацией.
1924 Юлия Друнина
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Ее родители работали в школе: отец – учителем истории, мать – библиотекарем. Юлия окончила школу № 131, где работал её отец. Стихи она писала еще школьницей.
1938 Марина Влади
Марина Владимировна Влади (настоящая фамилия – Де Полякова-Байдарова) родилась 10 мая 1938 года во французском городе Клиши в семье русских эмигрантов. В кино Марина дебютировала в 1949 году, сыграв эпизодическую роль в мелодраме «Летняя гроза».
1950 Наталья Бондарчук
Наталья Сергеевна Бондарчук родилась 10 мая 1950 года в Москве, в семье режиссера С.Бондарчука и актрисы И.Макаровой. В 1971 году она окончила актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
1955 Александр Друзь
Александр Абрамович Друзь, первый магистр телевизионной игры «Что? Где? Когда?», родился 10 мая 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
1956 Владислав Листьев
Владислав Николаевич Листьев родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике), работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак».
Умерли в этот день:
1696 Жан Лабрюйер
Жан Лабрюйер родился в Париже 16 августа 1645 года в состоятельной дворянской семье. Благодаря происхождению и хорошему образованию он был вхож в высшие аристократические круги и стал воспитателем внука Конде, юного герцога Бурбонского.
1774 Людовик XV
Людовик XV, правнук Людовика XIV, родился 15 февраля 1710 года в Версале (Франция). Вступил на трон в пятилетнем возрасте, его регентом был принц Филипп Орлеанскийа после его смерти – герцог де Бурбон.
1829 Томас Юнг
Томас Юнг появился на свет 13 июня 1773 года в Милвертоне, графство Сомерсет в семье торговца и был старшим из десяти детей. Рано научился читать, обладал великолепной памятью и сообразительностью.
1843 Никита Муравьёв
Никита Михайлович Муравьёв родился (19) 30 июля 1796 года в Москве. Вместе с братом Александром он получил отличное домашнее образование, в совершенстве знал шесть языков, в том числе русский, что являлось редкостью в среде образованного дворянства.
1889 Михаил Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним – Н. Щедрин) родился (15) 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца. Получил хорошее домашнее образование.
1960 Юрий Олеша
Юрий Карлович Олеша родился (19 февраля) 3 марта 1899 года в Елизаветграде (сейчас – Кировоград, Украина), в семье акцизного чиновника из обедневших польских дворян. Родным языком в семье был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу.
1964 Михаил Ларионов
Михаил Фёдорович Ларионов родился 3 июня 1881 года в семье военного фельдшера. Детство провел в провинциальном Тирасполе. В 1898 он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Коровина и Серова.
Именины отмечают: Георгий, Иван, Илларион, Николай, Павел, Пётр, Сергей, Степан и Анастасия