АРАБЕЛЛА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний


День Сегодняшний

Сообщений 81 страница 90 из 1000

81

18 июня 2008

193 года назад (1815) произошла битва при Ватерлоо

http://i033.radikal.ru/0806/c6/b2c8f13d4bed.jpg
Наполеон Бонапарт

     В начале марта 1815 года по Европе пронеслась весть о том, что 1 марта в бухте Жуан высадился небольшой отряд во главе с бывшим императором Франции Наполеоном I. Через 20 дней триумфального шествия по стране Наполеон вступил в Париж. Людовик XVIII, восстановленный в 1814 году на престоле, бежал за границу. Начались знаменитые «сто дней» Наполеона (время его вторичного царствования после бегства с острова Эльбы). Под лозунгом мира и введения в стране конституции император вновь воцарился во Франции. Именно с предложением мира он обратился к России, Англии, Австрии и Пруссии. Однако члены Венского конгресса отнеслись в возвращению «корсиканского чудовища» резко отрицательно.
    13 марта 1815 года главы европейских правительств приняли Декларацию, объявлявшую Наполеона вне закона. Подобный шаг означал для Франции войну со всей Европой. Весной 1815 года положение Франции было угрожающим. Военные силы ее были истощены в предыдущих кампаниях. Под рукой у императора непосредственно находилось лишь около 130 тысяч человек при 344 орудиях, в то время как союзные силы могли выставить сразу около 700 тысяч человек, а к концу лета еще 300 тысяч, надеясь двинуть против Франции более чем миллионную армию. У Наполеона было  два пути в определении дальнейших действий - выждать, когда союзные армии вторгнутся в пределы Франции, проявив себя тем самым как агрессоры, или захватить инициативу в свои руки и попытаться разбить врага на его территории. В конце мая - начале июня Наполеон остановился на втором плане.
    18 июня 1815 года произошло историческое сражение при Ватерлоо (населенный пункт в Бельгии, в 20 километрах к югу от Брюсселя) - битва, в которой армия Наполеона была разгромлена английскими и прусскими войсками. Наполеон с 120-тысячной армией вступил в Бельгию, рассчитывая по частям разбить находившихся там англо-голландскую армию под командованием английского фельдмаршала Веллингтона и нижнерейнскую прусскую армию под командованием фельдмаршала Блюхера. 16 июня при Линьи он нанес поражение прусской армии и приказал корпусу маршала Груши (33 тысячи человек) преследовать ее. Груши действовал нерешительно и 18 июня не подошел к Ватерлоо на помощь французской армии. Главные силы (72 тысячи человек) Наполеон направил к Ватерлоо против английской армии (68 тысяч). Упорные фронтальные атаки французских войск были отбиты с большими для них потерями. В разгар боя с востока подошли прусские корпуса и ударом во фланг решили исход сражения. Французы потеряли 32 тысячи человек и всю артиллерию, союзники - 23 тысячи. Беспорядочный отход французов превратился в бегство. Наполеон бросил остатки армии и бежал в Париж.
     Поражение при  Ватерлоо означало поражение всей кампании, поражение Франции в войне с коалицией. Оно привело к повторному отречению Наполеона от престола, к смене политической власти во Франции, а в последующем - к ее оккупации союзными армиями и восстановлению Бурбонов. Так была поставлена последняя точка в истории наполеоновских войн.

Наполеон Бонапарт

80 лет назад (1928) в Баренцевом море во время попытки
разыскать экспедицию Умберто Нобиле погиб Руаль Амундсен,
норвежский путешественник и исследователь

http://i037.radikal.ru/0806/23/65116ac48a13.jpg

     Руаль Амундсен родился 16 июня 1872 года в городе Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890-1892 годах учился на медицинском факультете в университете города Кристиания. С 1894 по 1899 год плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 года совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность. Впервые прошел (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с востока на запад от Гренландии к Аляске. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14-16 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта. По возвращении из Антарктики Амундсен хотел повторить дрейф Фритьофа Нансена через Северный Ледовитый океан, предварительно пройдя по северо-восточному проходу - вдоль северных берегов Евразии. Летом 1918 года экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 году достигла Берингова пролива.
     Амундсен в течение нескольких лет занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу. В 1926 году возглавил 1-й трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. В 1928 году предпринял попытку разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь. Тогда на спасение экспедиции Нобиле устремились моряки и летчики Италии, Советского Союза, Финляндии, Франции, Швеции. Поспешил на помощь и Руаль Амундсен. 18 июня 1928 года он с пятью спутниками вылетел на гидросамолете «Латам-47» из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Через два часа, когда самолет находился в районе острова Медвежьего, радист сообщил, что полет проходит в густом тумане, и запросил радиопеленг. Вскоре после этого связь оборвалась... «Латам-47» исчез в Баренцевом море со всем экипажем, и его поиски ни к чему не привели. Так трагически оборвалась жизнь одного из самых выдающихся полярных исследователей. В честь Амундсена названы море, гора и американская научная станция «Амундсен-Скотт» в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
     

Именины отмечают:   Гавриил, Георгий, Гордей, Дмитрий, Игорь, Константин, Леонид, Марк, Петр и Федор

0

82

19 июня 2008

Русалии

http://i036.radikal.ru/0806/14/9be5584f7563.jpg

     Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки. Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями-русальими духами своего рода, согласно нашим преданиям русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или ушел из жизни добровольно.
     Женщины проводят тайные обряд, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей, оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли. 
     По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. 
     Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Интересно о русалках

385 лет назад (1623) родился Блез Паскаль
французский математик, физик и философ

http://i055.radikal.ru/0806/bb/6e3d002ebbb1.jpg

     Блез Паскаль родился во французской провинции Оверн, в городке Клермон-Ферране. Его отец был юристом, человеком широко образованным и талантливым. Мать умерла, когда Блезу было два с половиной года. Паскаль-ребенок представлял собой яркий пример ранней гениальности: научился читать и писать в четыре года, был не по возрасту умен и рассудителен, обладал феноменальной памятью. Отец вынужден был закрывать от ребенка шкаф с книгами, чтобы он не переутомлялся за чтением. В 10 лет Паскаль создал «Трактат о звуках». В 13 лет подросток стал полноправным членом научного кружка Марсена. В 16 лет он пишет математический трактат «Опыт теории конических сечений», в котором находят свое развитие классические труды Дезарга. Одна из теорем, приведенных в этом сочинении под названием теоремы Паскаля, до сих пор остается в числе основных теорем проективной геометрии. Вскоре к славе математика и физика прибавилась слава выдающегося изобретателя и механика.
    В 18 лет Паскаль начинает работать над созданием машины, с помощью которой даже человек, незнакомый с правилами арифметики, мог производить ее четыре действия. В 23-летнем возрасте Паскаль обращается к физическим проблемам. Его исследования атмосферного давления и давления в жидкостях подарили науке гидростатический закон Паскаля, идею альтиметра и гидравлического пресса. Вместе с Галилеем и Стевином Паскаль считается основоположником классической гидростатики. Опыт, проведенный под руководством Паскаля в 1648 году, подтвердил существование атомного давления.
     В 1654 году Паскаль закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей. Он впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Двенадцать лет своей короткой жизни Паскаль отдает созданию счетной машины (1640-1652). В нее он вложил все свои знания по математике, механике, физике, талант изобретателя. Первая работающая модель машины была готова уже в 1642 году. Паскаля она не удовлетворила, и он «имел терпение сделать до 50 различных моделей: одни деревянные, другие из слоновой кости, из эбенового дерева, из меди...». Наконец в 1645 году арифметическая машина, или «Паскалево колесо», как называли ее современники, была готова. Одну из первых удачных моделей Паскаль преподнес канцлеру Пьеру Сегье. Покровительство Сегье помогло ученому получить в мае 1649 года королевскую привилегию, которая устанавливала его приоритет в изобретении и закрепляла за ним право производить и продавать машины (до наших дней сохранилось менее 10 экземпляров). Паскаль продолжал работать над усовершенствованием машины, в частности, пытался сконструировать устройство для извлечения квадратного корня. Работа продолжалась вплоть до 1652 года, после чего ученый навсегда отошел от занятий вычислительной техникой.
     К своим 32 годам Паскаль разочаровывается в «отвлеченности» точных наук и обращается к религиозным интересам и философской антропологии. Место Паскаля в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошел через опыт механистического рационализма XVII века и со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума» и тем предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии. По его учению, только христианский Бог как Личность может помочь человеку - «мыслящему тростнику» - спастись от безнадежной затерянности в безднах природы. С 1655 года Паскаль ведет полумонашеский образ жизни в янсенистской обители. В конце жизни он пришел к выводу, что человек не способен ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению.
     Паскаль говорил: «Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает - восхваляю, и противоречу ему до тех пор, пока он не поймет, какое он непостижимое чудовище».
     Паскаль, много размышлявший о смерти, почувствовал ее приближение в феврале 1659 года, когда его здоровье резко пошатнулось. Но ему суждено было мыслить и страдать еще три года. В августе 1662 года Паскаль окончательно слег в постель. Скончался великий ученый и философ 18 августа 1662 года в Париже.     

Именины отмечают:   Виссарион, Георгий, Иларион, Лукьян, Сусанна и Фекла

0

83

20 июня 2008

Всемирный день беженцев

http://i058.radikal.ru/0806/54/3ef4ca8df50e.jpg

     На протяжении многих лет различные страны и регионы отмечали собственные памятные дни и даже недели, посвященные беженцам. Один из самых известных считается День африканских беженцев, который отмечается в нескольких странах 20 июня.
     Выражая солидарность с Африкой, где находится большая часть беженцев, и которая традиционно проявляет к ним свое великодушие, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла в 2001 году специальную резолюцию.
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 2001 году отмечалась пятидесятая годовщина Конвенции о статусе беженцев 1951 года, и Организация африканского единства (ОАЕ) согласилась с тем, чтобы международный День беженцев отмечался одновременно с Днем африканских беженцев - 20 июня. 
     До сих пор беженцы - это одна из наиболее острых проблем современного мира. В настоящее время на планете зарегистрировано около 20 миллионов беженцев и 25 миллионов внутренне перемещенных лиц. Основная часть из них находится в Африке, в зоне афганского конфликта, на Балканах.

81 год назад (1927) родился Вячеслав Михайлович Котеночкин

http://i037.radikal.ru/0806/18/a00a197311c1.jpg

     Вячеслав Котеночкин родился 20 июня 1927 года. В 1942 году, окончив семь классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где проучился до десятого класса и где прошел военную подготовку (позднее такие спецшколы были преобразованы в суворовские училища). Оттуда его направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. После войны, демобилизовавшись в 1946 году, пришел в «Союзмультфильм». В феврале 1947 года был зачислен в штат студии художником.
     Первой его режиссерской работой был фильм «Мы такие мастера» (1963). Всего поставил более 60 мультфильмов. Широкую популярность заслужили у зрителей мультфильмы «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», «Необыкновенный матч», многосерийный «Ну, погоди!».

http://i037.radikal.ru/0806/19/7e87df537599.jpg

     Этот мультфильм - плод коллективного творчества. Художником его был Светозар Русаков, великолепную походку Волка придумал и нарисовал художник Виктор Лихачев, многие замечательные сцены принадлежат художнику-аниматору Владимиру Крумину. Тогда авторы и не думали о сериале, решив снять один фильм. Но после того как фильм показали по телевидению, пришло очень много писем с просьбой продолжать его. Много раз Котеночкин порывался прекратить создание новых серий, но каждый раз отступал под напором зрителей, влюбленных в героев «Ну, погоди!». Создатели серий про Волка и Зайца не раз сталкивались с тогдашней цензурой, которая мучила авторов вопросом - почему Волк курит, плюется, чему учит детей этот мультфильм.
     Худсовет отверг кандидатуру Владимира Высоцкого, который согласился озвучивать Волка, как «слишком одиозную фигуру». Волка стал озвучивать Анатолий Папанов, которого потом прозвали «заслуженным Волком СССР», Зайца озвучивала Клара Румянова. Но в мультике есть одна сцена с голосом Высоцкого - Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль». Сериал был построен на шлягерах, которые подбирал сам Вячеслав Котеночкин. Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Александр Зацепин и Владимир Мигуля. После смерти Анатолия Папанова, когда было снято уже 16 серий,  режиссер совсем было решил закончить работу над сериалом, так как  жизнь персонажа после смерти актера казалась совершенно невозможной. 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучивания предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актерам в перерывах, - из этого материала и сделали два фильма, более того, исходя из этих фрагментов и был написан сценарий.
     В 1988 году Волк и Заяц принесли Котеночкину Государственную премию СССР. Даже книгу мемуаров знаменитый режиссер назвал «Ну, Котеночкин, погоди!». В последние годы, несмотря на тяжелую болезнь, Котеночкин продолжал много работать. Он был президентом студии «Союзмультфильм» и детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка». В 1999 году вышла книга его воспоминаний «Ну, Котеночкин, погоди!». Умер Вячеслав Михайлович Котеночкин 20 ноября 2000 года.

165 лет назад (1843) родился Федор Игнатьевич Стравинский,
оперный певец (бас)

http://i030.radikal.ru/0806/7f/8b8d1da5430e.jpg

     Федор Стравинский родился 20 июня 1843 года в Черниговской губернии. Окончив Нежинский лицей юридических наук, поступил в консерваторию в Киеве, где занимался в классах пения Виардо, Репетто, Ниссен-Саломан и Эверарди. В 1873 году дебютировал в Киеве, исполнив партию графа Рудольфа в опере Беллини «Сомнамбула». С 1876 года Федор Стравинский выступал уже на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
     Современникам он был известен не только как обладатель голоса с невероятно большим диапазоном, но и как замечательный актер. Стравинский уделял много внимания жесту, мимике, походке, костюму; будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал грим для своих ролей. Его лучшие партии - Еремка («Вражья сила» Серова), Дон Базилио и Бартоло («Севильский цирюльник» Россини), Спарафучилле («Риголетто» Верди), Сен-Бри и Марсель («Гугеноты» Мейербера), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто). Мастерски исполнял характерные эпизодические роли. Выступал в концертах.
     Стравинский - один из наиболее выдающихся предшественников Федора Шаляпина, отец композитора Игоря Стравинского. В словаре Брокгауза и Ефрона Стравинский упоминается еще и как страстный библиограф и коллекционер полиграфических редкостей. Умер Федор Игнатьевич Стравинский 21 ноября 1902 года в Петербурге.

Именины отмечают:   Богдан, Борис, Василий, Иван, Лукьян, Степан, Тарас, Федор, Валерия, Зинаида, Калерия и Мария

0

84

21 июня 2008

Рождение Вышня-Перуна

http://i033.radikal.ru/0806/cc/ff1e0f643cd3.jpg

     Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. Он является на свет после того как Матерь Сва - Лада съедает Щуку, в которую воплотился Род. При рождении бога гремит гром, шатается земля, рушатся горы.
     Перун в понимании славян стал главным богом пантеона, олицетворяя собой военную мощь и покровителя над воинами, витязями и князьями. Ему были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун - это, прежде всего бог грозы, грома. В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна. Перун был вооружен палицей, топором и луком, которым он пускал на землю свои стрелы-молнии.
     Перун также часто оказывается связан с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые - «живые», созидающие и пробуждающие земное плодородие.

46 лет назад (1962) родился Виктор Робертович Цой

http://i057.radikal.ru/0806/89/7d9f337a1bb0.jpg

     Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. В 1974-1977 годах посещал среднюю художественную школу, где возникла  группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. В 1978 году, окончив восемь классов, поступил в художественное училище имени Сергова, откуда перешел в вечернюю школу. Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Виктора Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего осенью 1981 года группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. Весной 1982 года был записан альбом «45» (всего с 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов).
     Первый электрический концерт группы проходил в Ленинградском рок клубе совместно с группой «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Весной 1984 года группа выступила на втором  фестивале рок клуба и получила лауреатское звание. Весной 1985 года группа получила звание лауреата на третьем фестивале рок клуба. В 1987 году состоялось последнее выступление на фестивале рок клуба, где группа «Кино» получила приз «за творческое совершеннолетие». Кроме того, Виктор Цой снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла».
     В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. 15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент петербургскому музыканту, лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».

http://i014.radikal.ru/0806/61/67fe1923aae8.jpg

100 лет назад (1908) умер Николай Андреевич Римский-Корсаков

http://i057.radikal.ru/0806/dd/6a66f8b89665.jpg

     Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 году он завязал тесные творческие связи с кружком Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Кюи, Мусоргский, а несколько позднее - Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в творчестве композитора.
     Наиболее значительные произведения раннего периода - симфоническая картина «Садко» и опера «Псковитянка» (1872). В 1871 году Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петербургской консерватории, занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.
     Всего композитор создал 15 опер, среди которых - «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), фантастическая опера-балет «Млада» (1889), опера-колядка «Ночь перед Рождеством» (1895), опера-былина «Садко» (1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (1898, одноактная - пролог к «Псковитянке»), «Царская невеста» (1898), драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), завершающая эпическую линию развития русского музыкального театра. Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - сатира на царское самодержавие. Из симфонических произведений Римского-Корсакова особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, множество романсов и хоров, несколько небольших духовных произведений. Ему принадлежит «Практический учебник гармонии». Умер Николай Андреевич Римский-Корсаков  21 июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.

Николай Римский-Корсаков

Именины отмечают:   Василий, Павел и Федор

0

85

22 июня 2008

День памяти и скорби -
День начала Великой Отечественной войны

http://i056.radikal.ru/0806/91/95bf8986845d.jpg
22 июня 1941 года
Объявление о начале Великой Отечественной войны.
Москва, улица 25-го Октября.

     Двадцать второе июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины. Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну…

http://i054.radikal.ru/0806/28/95f9c3cede4b.jpg

     На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия и население СССР не были готовы к началу войны: в первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. Новые, более современные виды военной техники, разработанные накануне войны, еще не получили массового распространения. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за репрессий 1937-1938 годов был укомплектован в основном малоопытными военачальниками. Сталин, пребывая в растерянности, не обращался к советскому народу до 3 июля. Тем не менее на защиту своей страны поднялся весь народ. Немецкие войска встретили упорное сопротивление Красной Армии.
     Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров, остановить врага в первые недели войны не удалось. Дали о себе знать многие ошибки, допущенные государственным и военным руководством накануне войны. Но уже в 1941 году план молниеносной войны, разработанный германским генералитетом, был перечеркнут под Москвой. Мир помнит несгибаемое мужество героев Брестской крепости, защитников Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Эти города стали городами-героями. Лишь на оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. В жестоких сражениях Красная Армия изматывала врага, накапливала опыт и силы, училась побеждать. Страна выстояла. Переломился ход событий. Советские воины разгромили фашистские войска под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, нанесли врагу сокрушительные удары на Курской дуге, Правобережной Украине и в Белоруссии, в Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Военная машина фашизма была разбита, вместе с ней рухнул фашистский третий рейх, государственный строй нацистской Германии. В борьбе против фашизма Советский Союз не был одинок.
     В этой войне союзниками СССР были герои Сопротивления во многих странах, союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Но основная тяжесть в войне выпала на долю советского народа,  и его потери в Великой Отечественной войне, спасшей страну и человечество от фашизма, огромны. За всю историю человечества ни одна страна в мире не испытывала на себе такой чудовищной тяжести как человеческих потерь, так и материальных лишений, но выдержала все тяготы и утраты. Стойкости и жертвенности советского народа мир обязан победой над Германией и творцами «нового мирового порядка». Великая Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую советскую землю, окончилась победой СССР. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 24 июня в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.

Война в фото...

110 лет назад (1908) родился Эрих Мария Ремарк

http://i051.radikal.ru/0806/8b/b477c08f4e94.jpg

     Эрих Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке (Германия) в семье переплетчика Получил имя Эрих Пауль, которое впоследствии сменил на Эрих Мария в память о своей матери. Учился в католическом педагогическое училище. Во время первой мировой войны с гимназической скамьи ушел добровольцем на фронт, пять раз был ранен. После войны работал учителем, каменотесом, бухгалтером, коммивояжером, репортером. В 1928 году стал широко известен после выхода романа «На Западном фронте без перемен», описывающего жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. В 1930 году в Голливуде по роману «На Западном фронте без перемен» был снят фильм, получивший «Оскара». Хроника погубленного войной поколения продолжена в романе «Возвращение» (1931), повествующем о борьбе ветеранов войны за свое место в обществе. Перу Ремарка принадлежат романы «Три товарища», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», «Жизнь взаймы» и другие. В этих романах затрагиваются темы человечности, одиночества, храбрости и, по выражению самого Ремарка, «счастья короткого единения».
     В 1932 году, после ухудшения здоровья, Ремарк уезжает в Итальянскую Швейцарию, где узнает о сожжении книг фашистами и лишении его немецкого гражданства. В 1939 году писатель переехал в США, в 1942 году принял американское гражданство, после второй мировой войны поселился в Швейцарии. В 1962 году выходит последний роман Ремарка «Ночь в Лиссабоне» о беженцах, лишившихся родины в годы второй мировой войны. Умер писатель 25 сентября 1970 года, похоронен в Локарно (Швейцария).

День Скипера Змея (Змеиный день)

http://i037.radikal.ru/0806/10/e1151e93a02c.jpg

     После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер. Потом Перуна освободят Велес, Хорс и Стрибог и он победит Скипера-зверя.
     И в эти дни, когда на землю Русскую идет Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, знамения смерти и бед. Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет. А иным видится, что по озимому полю огонь пробегает.
     Навь особенно сильна и потому на Руси в эти дни ждали вражеских нашествий. В истории есть тому подтверждения: Отечественная война 1812 г. (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 г. (22 июня) начались близ дня Скипера-Змея.
     Сказания о Перуне и Скипере пели в этот день волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озера совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов.
     В православии этот день празднуется как День Исаакия, в народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места» - так называемые змеиные горки.

Именины отмечают:   Александр, Алексей, Иван, Кирилл, Мария, Марфа и Фекла

0

86

23 июня 2008

День ООН

http://i033.radikal.ru/0806/dd/da25fface6aa.jpg
Генеральная ассамблея ООН

     20 декабря 2002 года 57-я Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, провозгласившую 23 июня Днем государственной службы ООН, который будет отмечаться каждый год.
СССР – член ООН с 24 октября 1945 года - был первоначальным членом Организации Объединенных Наций.
В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств.

Международный Олимпийский день

http://i039.radikal.ru/0806/44/7f46b1c93d98.jpg
Олимпийские кольца

     В 1967 году Международный Олимпийский комитет принял решение: 23 июня считать Международным Олимпийским днем.
В июне 1894 года в Париже состоялся международный конгресс по проблемам физического воспитания, в котором участвовали представители 12 стран. 23 июня свой доклад представил энтузиаст возрождения олимпийского движения барон Пьер де Кубертен. В нем он познакомил собравшихся с разработанными им организационными основами олимпийских игр. Именно тогда был создан Международный олимпийский комитет. Пост генерального секретаря МОК занял Пьер де Кубертен. Конгресс принял решение о проведении Игр I Олимпиады в 1896 году в Греции. За 108 лет (1896- 2004) было проведено 28 олимпиад и трижды (1916, 1940, 1944) игры не состоялись из-за первой и второй мировых войн.
     На первой Олимпиаде 311 атлетов из 13 стран разыграли медали в 13 видах спорта. В Олимпийских играх 2004 года в Греции приняли участие около 15 с половиной тысяч спортсменов и официальных лиц более чем из 200 стран мира. Медали разыгрывались уже в 28 видах спорта. Все самые именитые спортсмены считают свою карьеру, какой бы успешной она ни была, неполноценной без Олимпийской медали. Олимпийские чемпионы - гордость каждой страны. В Олимпийской хартии записано: «Олимпийское движение имеет своими целями воспитывать молодежь с помощью спорта в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, способствуя, таким образом, созданию лучшего и более спокойного мира».

Иванов день

http://i007.radikal.ru/0806/ec/835598b516c1.jpg
Костер символизирует победу света над тьмой

     К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - «бодрствовать».
     Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.
     Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью.
     Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра.
     Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника.
     Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг - то, как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов.
     Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.

Аграфена Купальница

http://i033.radikal.ru/0806/fc/39eb065cf0bb.jpg
Веник - без него не обходится ни одно посещение русской бани

     Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой баней и купанием нашло отражение в этот день.
     По всему северу России, и в особенности Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов.
     Это ритуальные веники: одним из них велись в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившиеся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной то останется жив).
     На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей.
     На праздник давалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих обиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни.
     Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
     Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это знают — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В 2004 году из США в Россию возвращена
чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

http://i058.radikal.ru/0806/cb/622b51f7e442.jpg

     Тихвинская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых православных святынь. По преданию, этот образ Богородицы был написан в первом веке апостолом и евангелистом Лукой. В пятом веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, а в 1383 году, за 70 лет до разорения Константинополя турками, икона исчезла.
     В том же году, согласно летописным источникам, образ Богородицы явился над водами Ладожского озера и остановился на берегу реки Тихвины. На этом месте построили деревянный храм в честь праздника Успения Божией Матери, и чудом появившаяся икона стала называться Тихвинской. После посещения Тихвина Василием III в 1526 году этот образ приобрел общерусское почитание. При Иване Грозном на месте обретения иконы был возведен каменный мужской монастырь. С Тихвинским образом Богородицы церковное предание связывает многие чудеса. В 1613-1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались уничтожить Тихвинскую обитель, но каждый раз обращались в бегство - по преданию, именно благодаря тому, что в стенах монастыря находился чудотворный образ и Богородица помогала его защитникам.
     Во время Великой Отечественной войны, когда город оккупировали германские войска, Тихвинскую икону перевезли в Псков. В 1944 году чудотворный образ приняла православная община в Риге во главе с епископом Рижским (впоследствии архиепископом Чикагским) Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. Перед смертью архиепископ Иоанн завещал своему приемному сыну протоирею Сергию Гарклавсу передать образ в Тихвинский монастырь после возрождения этой обители. В январе 2004 года в ходе переговоров патриарха Алексия II с делегацией Православной церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в Россию.
     20 июня 2004 года святыня была доставлена в столицу Латвии Ригу, где образу поклонились более 150 тысяч верующих. Днем 23 июня самолет с чудотворной иконой прилетел из Риги в столицу России. В тот же день в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Всенощное бдение по случаю возвращения в Россию из Америки чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Затем образ Богородицы был доставлен в Санкт-Петербург и, наконец, в родной Тихвинский Успенский монастырь. Акт о передаче иконы на вечное хранение в обитель был подписан 9 июля 2004 года. Торжества по возвращению чудотворного образа стали одним из главных событий в религиозной жизни 2004 года. Их возглавили Алексий II и предстоятель Православной церкви в Америке митрополит Герман. В крестных ходах и богослужениях перед чудотворным образом в Риге, Москве, Санкт-Петербурге и Тихвине участвовали десятки тысяч верующих.

119 лет назад (1889) родилась Анна Андреевна Ахматова

http://i056.radikal.ru/0806/df/3bb2d3ffd07c.jpg

     Анна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко, своим предком по материнской линии считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним) родилась 23 июня 1889 года на Большом Фонтане под Одессой в семье морского инженера. Первые стихи написала в 11 лет. Будущая поэтесса училась сначала в Царскосельском лицее, а затем в Смольном институте в Санкт-Петербурге. В 1910 году примкнула к группе акмеистов и в том же году вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году, настоящую же славу ей принесла ее вторая книга - «Четки» (1913).

http://i055.radikal.ru/0806/54/5cf16e1959ec.jpg

     В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян за антиреволюционную деятельность. В начале 1930-х сын Ахматовой Лев Гумилев был репрессирован (его трижды арестовывали, и он провел в лагерях в общей сложности 14 лет). Все эти годы она терпеливо и неустанно, но бесплодно хлопотала о его освобождении.
     Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде и заставила уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944 года. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В ее стихотворениях, созданных в годы войны («Избранное», «Клятва», «Мужество», «Щели в саду вырыты...») звучала глубокая патриотическая тема.

http://i011.radikal.ru/0806/f9/716955d26222.jpg

     В 1946 году Анна Ахматова была подвергнута жестокой и несправедливой критике, исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию. Вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами - переводила из индийской, китайской, западноевропейской поэзии.
     После смерти Сталина в 1953 году начинается постепенная реабилитация Анны Ахматовой, издаются ее стихи. В 1962 году поэтесса завершила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года, в 1964 году вышел сборник «Бег времени». В том же году Ахматовой была присуждена международная поэтическая премия в Италии - «Этна-Таормина». Оксфордский университет присвоил ей почетную степень доктора университета. Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом.

Биография
Крым
Аудиозаписи
Сборники стихов

Именины отмечают:   Александр, Алексей, Андрей, Василий, Герасим, Иван, Игнатий, Илья, Иннокентий, Кузьма, Макар, Николай, Павел, Тимофей, Анна и Антонина

0

87

24 июня 2008

Купала

http://i030.radikal.ru/0806/f7/a1568dcb73d4.jpg

     Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
     Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
     Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
     Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей ее на пиру.
     Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
     Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
     Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
     На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
     Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

Ивана Купала

196 лет назад (1812) началась
Отечественная война 1812 года

http://i055.radikal.ru/0806/e8/20d3ec047ff7.jpg
Бородинское сражение

     24 июня 1812 года «великая армия» Наполеона (640 тысяч человек) без объявления войны, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Вторжение войск французского императора Наполеона I было вызвано обострением российско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
     Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года: в 1812 году овладеть западными губерниями от Риги до Луцка, в 1813 году - Москвой, в 1814 году - Санкт-Петербургом. Неприятелю противостояли около 240 тысяч русских солдат. Русская армия была разделена на три далеко отстоящие друг от друга группы (под командованием генералов Михаила Барклая-де-Толли, Петра Багратиона и Александра Тормасова). Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах. Отступая, русские войска вели арьергардные бои, нанося противнику значительные потери. 2 августа армии Барклая и Багратиона соединились у Смоленска. Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. В ходе Смоленского сражения был сорван план Наполеона разгромить основные силы российских войск.
     20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Кутузова. К тому времени общие потери «великой армии» составили не менее 150 тысяч человек. Разница в численности двух армий резко сократилась, а в артиллерии было даже некоторое превосходство у русских. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение в 110 километрах от Москвы, у села Бородино. Рано утром 7 сентября завязалась великая Бородинская битва. В течение шести часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но, убедившись в невозможности их удержать, к вечеру Наполеон приказал отвести войска к исходным рубежам. Потеряв при Бородине 58 тысяч человек, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии. Но и потери русских составили свыше 38 тысяч человек. Кутузов приказал отступать к Москве. Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение, но, узнав, что резервы не подготовлены, 13 сентября на военном совете в деревне Фили принял тяжелое решение - оставить Москву французам. 14 сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. В тот же день в Москве вспыхнул пожар, уничтоживший почти весь город. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. После отступления из Москвы русская армия, в сентябре-октябре совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район села Тарутина, откуда  Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. Попытки Наполеона вступить в переговоры были отвергнуты. 18 октября Наполеон оставил Москву и направил свою армию в сторону Калуги, но после сражения при Малоярославце 24 октября был вынужден отступать по разоренной старой Смоленской дороге, теснимый авангардом русской армии и подвергаясь постоянным ударам партизан и казаков с флангов. В сражении при Березине 26-28 ноября большая часть «великой армии» была уничтожена или пленена. К концу декабря ее остатки были изгнаны из России. Война, как писал Кутузов, «окончилась за полным истреблением неприятеля». Отечественная война 1812 года опровергла миф о непобедимости Наполеона, стимулировала национально-освободительное движение в Европе. Патриотический подъем 1812 года оказал огромное влияние на рост самосознания народов России.

291 год назад (1717) масонство оформилось
как организованное движение

http://i014.radikal.ru/0806/e1/c228effb29ff.jpg

     Масонство - религиозно-этическое движение, провозглашающее «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи». Название, организационная форма (ложа), иерархия, а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы масонами от средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков.
     Первая масонская организация, названная «Великой ложей», возникла в 1717 году в Лондоне. Со временем ее отделения открылись и в других странах Европы, в том числе в России. Совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером).
     Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, масонство стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Постепенно масонство приобрело более аристократический характер. В нем усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический дух раннего масонства, стремление связать масонство со средневековыми рыцарскими и мистическими орденами.
     Наиболее достоверные сведения о первых масонских ложах в России относятся к началу 1730-х годов. Масонами были: императоры Павел I и Александр I, полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов, историки Николай Карамзин и Василий Ключевский, литераторы Александр Пушкин и Александр Грибоедов, декабристы Павел Пестель, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, изобретатель Павел Яблочков, эсер Борис Савинков. В 30-70-е годы XVII века масонство выступало как одна из форм организации оппозиционной дворянской общественности. Масоны 1770-1780-х годов отрицали необходимость социальных реформ и революции, трактовали человеческую натуру как антиобщественную, а человеческое общество - как арену всеобщей вражды. Осуждая существующую действительность, масоны противопоставляли ей идеалы гуманистической филантропии. Возникла утопическая концепция мирного перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства.
     Масонские ложи в России неоднократно подвергались гонениям и трижды запрещались особыми императорскими указами - при Екатерине II, Павле I и Александре I. Правительство Александра I разрешило деятельность масонских лож, стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах.
     Однако скоро начали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с декабристами. Надежды правительства не оправдались: 13 августа 1822 года император Александр I издал рескрипт о запрещении всех тайных объединений, в том числе масонских лож. Однако, несмотря на запреты властей, масонские ложи в России продолжали действовать вплоть до 1918 года. В 1918 году ложи были запрещены уже советским правительством. Возрождение масонских лож в России началось в 1992 году. 14 января 1992 года в Москве была основана ложа «Гармония». Значительным событием в истории российского масонства стало основание «регулярной» Великой Ложи (1995) и Верховного Совета России (1996).

Масонство в России

Именины отмечает:   Мария

0

88

25 июня 2008

День дружбы, единения славян

http://i028.radikal.ru/0806/58/bea302b2ae2e.jpg
Н. Рерих «Славяне на Днепре» 1905 год

     Сегодня славяне всего мира, а их около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян.
Наиболее широко эта дата отмечается тремя дружественными странами - Россией, Украиной и Беларусью. Как отмечается в официальных поздравлениях глав этих государств, это поистине народный праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов.
     Славяне - русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи - составляют основную часть населения Европы.
Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности не рвется связь времен, из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.

132 года назад (1876) началось первое в истории
одиночное плавание через Атлантический океан.

http://i032.radikal.ru/0806/64/17efb16c535a.jpg

     В ознаменование сотой годовщины провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки (1776) по всей стране проводились торжественные мероприятия. В это же время в рыбацком поселке Глостер в штате Нью-Джерси, близ Филадельфии, некий рыбак, которому не исполнилось еще и тридцати лет, готовился к плаванию, поразившему весь мир.
     У Альфреда Енсена, по происхождению датчанина, была репутация бесстрашного моряка, выходившего в океан в любую погоду, жарким летом и холодной зимой. Енсен мечтал ознаменовать юбилейную дату США каким-то необычным, но доступным ему способом. Он усовершенствовал лодку-дори (дори - общее название старинных рыбацких лодок), на которой постоянно рыбачил - установил мачту, которую в случае надобности можно было сложить, изготовил паруса - грот, стаксель и кливер, а для использования полного ветра - прямой парус. Дори имела палубу, под которой размещалось различное оборудование и запас продовольствия. Моряк назвал свою модернизированную лодку «Сентенниэл» («Столетие»).
     В середине июня 1876 года Енсен покинул Глостер. Он направился сначала в Саг-Харбор Новой Шотландии, где окончательно завершил оснащение парусника. 25 июня без особой огласки и прощальных напутствий репортеров Енсен отправился в первый в истории одиночный рейс через Атлантику. Его единственным прибором был простой шлюпочный компас, единственным навигационным опытом - интуиция рыбака. Енсен весьма приближенно определял свое местонахождение на море: по продолжительности рассвета и наступления вечерних сумерек он судил о географической широте. Он придерживался умеренных широт, избегая приближения к экватору и к опасным северным водам. Следуя этим курсом в восточном от Нового Света направлении, Енсен должен был в конце концов приплыть к берегам Европы. Воспоминания Енсена о рейсе необычайно лаконичны. После 13 дней спокойного плавания налетевший шквал смыл с палубы часть припасов. Позднее Енсену встретился турецкий трехмачтовый парусник, капитан которого предлагал яхтсмену принять его вместе с дори на борт, обещая бесплатный переезд в обмен на некоторые рабочие услуги. Енсен отверг предложение. Он хотел переплыть океан в одиночку с определенной целью - ознаменовать сотую годовщину независимости Соединенных Штатов и показать всему миру, на что способны простые моряки и рыбаки. Енсен лишь попросил турка указать точные координаты места их встречи.
     В трехстах милях от мыса Клир на южном побережье Ирландии «Сентенниэл» попал в шторм, лишивший Енсена почти всех припасов. Через пять дней после этого случая, в ста милях от берегов Ирландии, Енсену повстречался бриг «Альфредон». И снова отважный моряк попросил лишь указать ему координаты. Он согласился также принять немного хлеба и воды. Но у него и в мыслях не было отдохнуть на бриге и отведать горячей пищи. Последние сто миль Енсен  прошел за пять дней. В уэльский порт Аберкасл он прибыл 10 августа, переплыв в одиночку Атлантику за 46 дней.
     Впоследствии  Енсен  приобрел большую рыбацкую шхуну и в течение многих лет занимался рыболовством на прибрежных отмелях Ньюфаундленда. В старости Енсен снова поселился в Глостере. Даже спустя полвека рыбаки звали его «Енсен - Столетие». Вслед за Енсеном отправлялись в одиночные рейсы все новые и новые смельчаки. Они проходили трассы несравненно более длинные, пересекали два и даже три океана. Но первым человеком, совершившим плавание через Атлантический океан, был Альфред Енсен.

85 лет назад (1923) патриарх Московский и Всея Руси
Тихон освобожден из заключения в обмен
на признани лелегитимности советской власти

http://i032.radikal.ru/0806/2b/c2a89aa3ddac.jpg

    Будущий патриарх Московский и Всея Руси Тихон (в миру Василий) родился 31 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье потомственного священника Иоанна Белавина. Начальное образование получил в Торопецком духовном училище, затем учился в Псковской Духовной семинарии, куда вернулся преподавать после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии. 14 декабря 1891 года принял монашеский постриг в церкви Трех Cвятителей Псковской духовной семинарии. В иночестве принял имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского. После Пскова Тихон служил инспектором Холмской духовной семинарии в Польше. Через некоторое время был направлен на служение в Америку, где был епископом Алеутско-Аляскинской епархии. Затем занимал кафедру в Ярославле и Вильнюсе, позднее стал митрополитом Московским и Коломенским.
     18 ноября 1917 года избран патриархом Московским и Всея Руси. Вскоре после трагических событий, связанных с обстрелом Кремля, захватом большевиками помещений Александро-Невской и Почаевской лавр, патриарх Тихон выпустил послание от 19 января 1918 года, известное как «анафематствование советской власти». В нем патриарх впервые сурово осудил конкретные антицерковные действия: разрушение храмов, захват церковного имущества, гонения и насилие над церковью. Патриарх предал анафеме представителей власти, призвал прихожан не вступать в общение и союзы с кем-либо из них. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных «безумцах», «творящих беззаконие и гонителей веры и Церкви Православной», послание было воспринято как провозглашение патриархом начала противостояния церкви разрушительной политике большевиков, как анафема советской власти.
     Кампания против патриарха Тихона началась во время разгула красного террора. 24 ноября 1918 года патриарх был заключен под домашний арест. В сентябре и октябре 1920 года Тихон был подвергнут допросам. 19 мая 1922 года был заточен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома, где находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. В начале 1923 года узника перевели из Донского монастыря в тюрьму ГПУ на Лубянке, где велись регулярные допросы патриарха и привлеченных вместе с ним лиц. Тихона обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания. Не имея достоверной информации о положении Церкви, патриарх должен был получать из газет представление о том, что Церковь гибнет...
     Тихону было предложено освобождение из-под ареста при условии публичного «покаяния», и он решил пожертвовать своим авторитетом ради облегчения положения Церкви. 16 июня 1923 года Тихон подписал известное «покаянное» заявление в Верховный Суд РСФСР, запомнившееся словами: «... я отныне советской власти не враг». 25 июня 1923 года закончилось более чем годовое пребывание патриарха Тихона под арестом, и он был переведен вновь в Донской монастырь. Страшное напряжение, постоянная борьба подточили здоровье патриарха. 7 апреля 1925 года Тихон скончался и был похоронен в Донском монастыре. В 1989 году на Поместном соборе он был прославлен в лике святителей. Почитается патриарх и как исповедник, то есть принявший за веру скорби и унижения. В псковском храме Успения с Полонища есть придел во имя святителя Тихона. В декабре 1997 года, к 80-летию интронизации патриарха, на здании бывшей Псковской духовной семинарии (ныне здание педагогического института) была установлена памятная доска.

186 лет назад (1822) умер Эрнст Теодор Амадей Гофман

http://i037.radikal.ru/0806/4d/581331e6b31c.jpg

     Эрнест Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте он обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кенигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 году занял пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 году вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до своей смерти.
     Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительные произведения - сборники рассказов «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы в манере Калло», «Серапионовы братья»; «Необыкновенные страдания одного директора театров»; рассказ в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», два романа - «Эликсир дьявола» и «Житейские воззрения кота Мурра» (отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости). К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебные сказки «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», готическая повесть «Майорат» (реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями), «Мадемуазель де Скюдери» и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.
     Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях - как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Эдгара По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы - «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина», впервые поставленная в 1816 году; среди его сочинений - камерная музыка, месса, симфония. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга фон Вебера, а на Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою «Крейслериану» в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

Эрнест Теодор Амадей Гофман

101 год назад (1907) родился Арсений Александрович Тарковский

http://i033.radikal.ru/0806/3b/b6af971ebf4e.jpg

     Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 года в Елизаветграде в семье бывшего народовольца. Окончив единую трудовую школу, переехал в Москву. Здесь начинающий поэт посещал Высшие государственные литературные курсы при Всероссийском Союзе поэтов. В 1924 году молодой Тарковский начал работать в газете «Гудок». В это же время там трудятся Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев. Тогда же он знакомится с Осипом Мандельштамом и Мариной Цветаевой, вернувшейся из эмиграции. В 1932 году начинают выходить его первые переводы, а в 1940 году поэт становится членом Союза писателей.
     Во время второй мировой войны Тарковский идет добровольцем на фронт. Сначала он - корреспондент газеты 16-й армии «Боевая тревога». Затем принимает участие в боях под Москвой, продолжает службу на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги вынужден демобилизоваться в звании гвардии капитана. После войны поэт готовит к изданию сборник «Стихи разных лет». Однако выпустить в свет его не удается: выходит печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», и издание книги становится невозможным.
     Тарковский-поэт долго был неизвестен массовому читателю. Но продолжают издаваться его великолепные переводы поэтов Абу-ль-Ала-аль-Маари, Низами, Махтумкули, Кемине, Саят-Новы, Важа Пшавелы, Адама Мицкевича, Молланепеса, Григола Орбелиани и многих других. Сборник собственных стихов «Перед снегом» удается издать лишь в 1962 году. Почти одновременно на экраны выходит фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где звучат стихи поэта. Анна Ахматова оценила сборник как «драгоценный подарок современному читателю». Вслед за первым сборником начинают появляться другие: «Земле - земное», «Вестник», «Стихотворения», «Волшебные горы», «Зимний день», «Избранное», «Стихи разных лет», «От юности до старости», «Звезда над Арагацем».
     За признанием поэта народом последовало его признание властью: он награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени. Государственная премия СССР была присуждена Арсению Александровичу Тарковскому уже посмертно. Умер поэт 27 мая 1989 года.

Именины отмечают:   Андрей, Арсений, Иван, Петр, Степан, Тимофей, Юлиан, Анна и Мария
26 июня именины у:   Александр, Андрей, Даниил, Дмитрий, Иван, Акулина, Анна, Антонина и Пелагея

0

89

27 июня 2008

Всемирный день рыболовства

http://i032.radikal.ru/0806/92/87dd7cd7888e.jpg
Бородатый рыбак с большим лососем,
пойманным в водах Британской Колумбии (1910 год)

     Всемирный день рыболовства отмечается ежегодно с 1985 года. Праздник установлен решением Международной конференции по регулированию и развитию рыболовства, состоявшейся в июле 1984 г. в Риме.
     Рыбалка - одно из самых массовых увлечений человека. Кто хоть раз побывал на водоеме с удочкой, насладился чистотой, ни с чем несравнимой радостью общения с природой и поймал первую в своей жизни рыбу, тот этого не забудет никогда.
     Процесс ловли рыбы настолько увлекателен, что со временем у новичков он нередко перерастает во всепоглощающую страсть. Ведь только по-настоящему увлеченные люди ради того, чтобы увидеть или ощутить поклевку рыбы, могут забираться в очень отдаленные и глухие уголки, часами мокнуть под дождем или стынуть на морозе.
     Рыбная ловля - прекрасное средство укрепления духовных и физических сил.

Именины отмечают:   Александр, Георгий, Иосиф, Николай и Осип

0

90

28 июня 2008

День Конституции Украины

http://i057.radikal.ru/0806/53/c0699d94b609.jpg

     28 июня 1996 года Верховная Рада Украины приняла новую Конституцию Украины - первую Конституцию независимого украинского государства.
Депутаты работали над проектом, оставаясь в сессионном зале всю ночь с 27 на 28 июня. Парламентарии учли замечания Президента Украины, а также поддержали все спорные статьи проекта - о государственных символах у Украины, о государственном украинском языке, о праве частной собственности в Украине.
     Принятие конституции закрепило правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность. Принятие конституции было важнейшим шагом в обеспечении прав человека и гражданина, содействовало дальнейшему повышению международного авторитета Украины на мировой арене.
     Данная конституция действует и сегодня. В соответствии с Конституцией, день принятия Основного Закона является государственным праздником - Днем Конституции Украины.

День изобретателя и рационализатора

http://i053.radikal.ru/0806/ca/bc3f866b8ff9.jpg

     Этот праздник был введен в конце 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук СССР.
Первоначально он представлял собой советское подобие присуждения Нобелевской премии. 25 июня Академия наук рассматривала все рационализаторские предложения, выдвинутые за прошедший год, и отбирала лучшие. Отличившихся изобретателей награждали, вручали государственные награды, давали звания.
     С течением времени праздник потерял свое первоначальное значение, став просто «профессиональным» праздником изобретателей и рационализаторов, трудящихся на благо Родины. Сейчас он продолжает отмечаться в стране, но, к сожалению, не с прежней широтой, а жаль…
     Люди не всегда понимали, что новые идеи помогают улучшить условия их жизни. Изобретателей боялись. Например, при Иване Грозном казнили крестьянина, который «сделал себе деревянные крылья наподобие птичьих» и совершил в присутствии царя и большого количества народа несколько полетов вокруг Александровской слободы. Летописец обвинил его в «дружестве с нечистой силою». Отношение к нововведениям стало меняться при Петре I. Поэтому Ивана Кулибина, который в 1769 году преподнес Екатерине II часы в форме яйца, императрица не казнила, а назначила заведующим механической мастерской Петербургской АН. Впрочем, далеко не все проекты Кулибина были реализованы. В 1812 году Александр I подписал манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». По существу это был первый патентный закон. Он был обновлен в 1896 году, когда было утверждено «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования».
     Патент как форма охраны изобретений был введен в 1924 году. В 1930 году изобретательство в СССР было объявлено массовым, а все регистрируемые новинки объявлялись достоянием государства. Патентная система была восстановлена лишь в 1991 году. В настоящее время выдачей патентов занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
     Где был бы мир без изобретений? Можно ли представить инновации без идеи? Представьте себе жизнь без музыки, домов, одежды, моторов и даже без членораздельной речи! Таков был бы наш мир без изобретений, которые изменили течение истории. В основе больших свершений есть всегда лучшие идеи, но, прежде всего, есть кто-то, кто в состоянии дать лучшую интерпретацию их и сделать их материальной и доступной действительностью.

Именины отмечают:   Григорий, Лазарь, Михаил, Модест и Федор

0


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний