24 июня 2008
Купала
Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей ее на пиру.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Ивана Купала
196 лет назад (1812) началась
Отечественная война 1812 года
Бородинское сражение
24 июня 1812 года «великая армия» Наполеона (640 тысяч человек) без объявления войны, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Вторжение войск французского императора Наполеона I было вызвано обострением российско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года: в 1812 году овладеть западными губерниями от Риги до Луцка, в 1813 году - Москвой, в 1814 году - Санкт-Петербургом. Неприятелю противостояли около 240 тысяч русских солдат. Русская армия была разделена на три далеко отстоящие друг от друга группы (под командованием генералов Михаила Барклая-де-Толли, Петра Багратиона и Александра Тормасова). Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах. Отступая, русские войска вели арьергардные бои, нанося противнику значительные потери. 2 августа армии Барклая и Багратиона соединились у Смоленска. Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. В ходе Смоленского сражения был сорван план Наполеона разгромить основные силы российских войск.
20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Кутузова. К тому времени общие потери «великой армии» составили не менее 150 тысяч человек. Разница в численности двух армий резко сократилась, а в артиллерии было даже некоторое превосходство у русских. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение в 110 километрах от Москвы, у села Бородино. Рано утром 7 сентября завязалась великая Бородинская битва. В течение шести часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но, убедившись в невозможности их удержать, к вечеру Наполеон приказал отвести войска к исходным рубежам. Потеряв при Бородине 58 тысяч человек, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии. Но и потери русских составили свыше 38 тысяч человек. Кутузов приказал отступать к Москве. Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение, но, узнав, что резервы не подготовлены, 13 сентября на военном совете в деревне Фили принял тяжелое решение - оставить Москву французам. 14 сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. В тот же день в Москве вспыхнул пожар, уничтоживший почти весь город. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. После отступления из Москвы русская армия, в сентябре-октябре совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район села Тарутина, откуда Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. Попытки Наполеона вступить в переговоры были отвергнуты. 18 октября Наполеон оставил Москву и направил свою армию в сторону Калуги, но после сражения при Малоярославце 24 октября был вынужден отступать по разоренной старой Смоленской дороге, теснимый авангардом русской армии и подвергаясь постоянным ударам партизан и казаков с флангов. В сражении при Березине 26-28 ноября большая часть «великой армии» была уничтожена или пленена. К концу декабря ее остатки были изгнаны из России. Война, как писал Кутузов, «окончилась за полным истреблением неприятеля». Отечественная война 1812 года опровергла миф о непобедимости Наполеона, стимулировала национально-освободительное движение в Европе. Патриотический подъем 1812 года оказал огромное влияние на рост самосознания народов России.
291 год назад (1717) масонство оформилось
как организованное движение
Масонство - религиозно-этическое движение, провозглашающее «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи». Название, организационная форма (ложа), иерархия, а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы масонами от средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков.
Первая масонская организация, названная «Великой ложей», возникла в 1717 году в Лондоне. Со временем ее отделения открылись и в других странах Европы, в том числе в России. Совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером).
Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, масонство стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Постепенно масонство приобрело более аристократический характер. В нем усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический дух раннего масонства, стремление связать масонство со средневековыми рыцарскими и мистическими орденами.
Наиболее достоверные сведения о первых масонских ложах в России относятся к началу 1730-х годов. Масонами были: императоры Павел I и Александр I, полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов, историки Николай Карамзин и Василий Ключевский, литераторы Александр Пушкин и Александр Грибоедов, декабристы Павел Пестель, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, изобретатель Павел Яблочков, эсер Борис Савинков. В 30-70-е годы XVII века масонство выступало как одна из форм организации оппозиционной дворянской общественности. Масоны 1770-1780-х годов отрицали необходимость социальных реформ и революции, трактовали человеческую натуру как антиобщественную, а человеческое общество - как арену всеобщей вражды. Осуждая существующую действительность, масоны противопоставляли ей идеалы гуманистической филантропии. Возникла утопическая концепция мирного перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства.
Масонские ложи в России неоднократно подвергались гонениям и трижды запрещались особыми императорскими указами - при Екатерине II, Павле I и Александре I. Правительство Александра I разрешило деятельность масонских лож, стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах.
Однако скоро начали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с декабристами. Надежды правительства не оправдались: 13 августа 1822 года император Александр I издал рескрипт о запрещении всех тайных объединений, в том числе масонских лож. Однако, несмотря на запреты властей, масонские ложи в России продолжали действовать вплоть до 1918 года. В 1918 году ложи были запрещены уже советским правительством. Возрождение масонских лож в России началось в 1992 году. 14 января 1992 года в Москве была основана ложа «Гармония». Значительным событием в истории российского масонства стало основание «регулярной» Великой Ложи (1995) и Верховного Совета России (1996).
Масонство в России
Именины отмечает: Мария