17 июня 2008
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
Деятельность человека должна быть направлена на сокращение пустынных районов
Провозглашен на 92-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1994 года. В том же году 17 июня была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием.
Термин «опустынивание» означает деградацию земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах. Опустынивание вызвано, главным образом, деятельностью человека и изменением климата. Это один из наиболее тревожных мировых процессов деградации окружающей среды. Оно угрожает здоровью и источникам средств к сосуществованию более 1 млрд. людей.
Ежегодно в мире безвозвратно теряется 24 миллиарда тонн плодородной земли, что соответствует всей полезной сельскохозяйственной площади США. Ежегодные потери дохода вследствие опустынивания оцениваются в 42 миллиарда долларов. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием направлена на противодействие процессам деградации земель в целом ряде засушливых регионов планеты, особенно в Африке.
123 года назад (1885) в Нью-Йорк прибыла Статуя Свободы
1885 - в Нью-Йорк на борту французского парохода «Изери» прибыл дар французского народа Соединенным Штатам - Статуя Свободы.
Статуя транспортировалась из Франции в США в разобранном виде - она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. В течение последующих четырех месяцев ее собирали и монтировали на гранитный пьедестал перед зданием суда на территории форта Вуд (торжественное открытие Статуи Свободы состоялось 28 октября 1885 года). Статуя Свободы стоит в устье Гудзона в нью-йоркской гавани и служит приветствием как для гостей и иммигрантов, так и для возвращающихся американцев. Ее создал скульптор Фредерик Бартольди, а внутреннюю несущую конструкцию спроектировал Гюстав Эйфель.
Медная статуя богини Свободы была подарена Францией в честь столетней годовщины независимости США и в знак дружбы между двумя государствами. Статуя Свободы является символом США. Она находится на острове Свободы примерно в трех километрах от южной оконечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. Богиня Свободы держит факел в правой руке и подобие книги (таблички) в левой. Надпись на табличке гласит: «JULY IV MDCCLXXVI» («4 июля 1776») - дата подписания Декларации Независимости. Одна нога статуи опирается на разбитые оковы. Семь зубцов в ее короне символизируют семь морей или семь континентов. Высота от земли до кончика факела - 93 метра, высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.
Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас. В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс», посвященный Статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен к внешней стороне пьедестала. Последние строки сонета в русском переводе звучат так:
«...Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот,
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне.
Я поднимаю факел мой у Золотых ворот!».
В 1886-1916 годах Статуя Свободы была доступна туристам, которые могли забраться на самую ее вершину. Из короны статуи открывался обширный вид на нью-йоркскую гавань. Сейчас открыта лишь лестница на пьедестал. Внутри цоколя находится Музей заселения Америки и истории самой статуи. За более чем вековую историю статуи ее несколько раз ремонтировали и усовершенствовали. Последние крупные работы проходили в 1986 году, к дню столетия Статуи Свободы. В 1984 году она была внесена в список объектов, находящихся под особой охраной ЮНЕСКО.
105 лет назад (1903) родился Михаил Аркадьевич Светлов, поэт и драматург
Михаил Светлов (Шейнкман) родился в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье ремесленника. В 1917 году окончил начальное городское училище. Работал на товарной бирже и в частной фотографии. В 1919 году заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола и был редактором первого на Украине комсомольского журнала «Юный пролетарий». В 1920 году вступил добровольцем в Красную Армию. После демобилизации окончил рабфак, учился на факультете литературы и искусства Московского государственного университета и в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова.
Один за другим вышли сборники Светлова - «Стихи» (1924), «Корни» (1925), «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место занимают героика и романтика гражданской войны. Известность Светлову принесла песня-баллада «Гренада» (1926). С середины 1930-х годов поэт обратился к драматургии, написал пьесы «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940). В годы Великой Отечественной войны Михаил Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» (Ленинградский фронт), затем работал в газетах Первой ударной армии Северо-Западного фронта. Тогда были написаны поэма «Двадцать восемь», баллада «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота», цикл стихов о Лизе Чайкиной - отважной партизанке, погибшей от рук фашистов.
За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Светлов был награжден орденом Красной Звезды, медалями. В послевоенные годы поэтом и драматургом написаны пьесы «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), пьеса-фантазия по мотивам Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам» (1964), а также книги стихов «Горизонт» (1959) и «Охотничий домик» (1964). Смерть оборвала работу над пьесой об Антуане Сент-Экзюпери. Умер Михаил Аркадьевич Светлов 28 сентября 1964 года в Москве.
Михаил Светлов "Гренада"
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая -
Степной малахит.
Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Он песенку эту
Твердил наизусть...
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?
Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
- Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь -
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя -
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.
Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...
Где же, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена...»
Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя...
Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить,
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
Михаил Светлов
190 лет назад (1818) родился Шарль Гуно,
французский композитор
Шарль Гуно вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название «лирическая опера». Родился в Париже 17 июня 1818 года в семье художника. Его первым учителем музыки была мать - хорошая пианистка. В 1836 году юноша поступил в Парижскую консерваторию По ее окончании в 1839 году был послан на три года в Рим, где изучал духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором.
Ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр. В 1851 году в Париже была поставлена его первая опера «Сафо». В период с 1852 по 1860 год Гуно руководил хоровым любительским обществом, тогда же появились оперы «Окровавленная монахиня» (1854) и «Лекарь поневоле» (1858). Мировое признание композитору принесла опера «Фауст» (1859), самое яркое его сочинение и прекрасный образец французской лирической оперы. В числе множества других произведений Гуно (малоизвестных сегодня) - «Царица Савская» (1862), «Мирейль» (1863), «Голубка» (1866). Последняя крупная работа Гуно - опера «Ромео и Джульетта» (1867). Помимо опер, композитор писал оратории, мессы, симфонии, фортепианные пьесы и романсы. Умер Шарль Гуно в Париже 18 октября 1893 года.
Один из суперхитов Гуно - это так называемая "Аве Мария" (не перепутайте с не менее известной "Аве Марией" Шуберта). Это произведение иногда атрибутируют как "И.С.Бах-Ш.Гуно", и вот почему. Когда-то, очень давно, Иоганн Себастьян Бах написал сборник пьес для клавесина, клавикорда и органа под названием "Хорошо темперированный клавир" (в двух частях, написанных в разное время, каждая из которых содержит по 24 прелюдии и фуги во всех тональностях). Его открывает прелюдия в до мажоре.
Если немножко утрировать, то можно сказать, что в эпоху романтизма, в соответствии с ее эстетическими идеалами, было распространено некоторое "переосмысление" музыки предыдущих эпох, в том числе музыки И.С.Баха. Объектом такого "переосмысления" стала, например, эта самая баховская прелюдия до мажор из первой части "Хорошо темперированного клавира", к которой Гуно присочинил как бы "недостающий верхний голос" (то есть мелодию - так, что сама прелюдия стала аккомпанементом к этой самой мелодии). Чуть позже выяснилось, что с некоторой натяжкой на эту мелодию можно положить слова католической молитвы Ave Maria - так и родилась суперпопулярная "Ave Мария" И.С.Баха-Ш.Гуно.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=CMW_xuphUJA[/youtube]
сообщение №369
Шарль Гуно
Шарль Гуно
Именины отмечают: Иван, Митрофан, Назар, Мария, Марфа и Софья