2 апреля 2010
Великая Пятница (Воспоминание Святых спасительных Страстей)
Антонио Чизери. «Се Человек». 1880—1891.
Пилат говорит им:
Что же я сделаю Иисусу,
Называемому Христом?
Говорят ему все: да будет распят.
Евангелие от Матфея, 27:22
Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию крестной смерти Спасителя, снятию с Креста Его тела и погребению Его. На утрени (которая традиционно служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются «12 Евангелий Святых Страстей Христовых», избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.
Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его. На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть. Те, кому это трудно, ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.
Католическая Страстная пятница (Великая пятница)
Или Творец страждет, или мир разрушается
Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его. Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на реве считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.
Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца. Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».
При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего! Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Лютеранская Страстная пятница
Михай Мункачи. Христос перед Пилатом. 1881.
Страстная пятница (нем. Karfreitag) - самый траурно-торжественный день пасхального времени. В этот день все должно напоминать казнь Иисуса Христа и испытанные им духовные и физические муки, принятые им для искупления грехов всего человечества. В лютеранских церквях в этот день допускается исполнение музыкальных произведений особого жанра и содержания, так называемых, пассионов - произведений о страданиях (страстях) Спасителя на основе фрагментов из Евангелий (например, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» И. С. Баха).
Остальные, привычные для любой церкви звуки, - колокольный и алтарный звон - с этого дня исчезают и возобновляются лишь в полдень дня Пасхи. О начале богослужений извещают министранты - группа подростков, которые ходят с трещотками по улицам от дома к дому и получают от их хозяев крашеные или белые яйца.
2 апреля в истории
Знаменательные события
1698 Пётр I побывал на заседании обеих палат английского парламента, где в присутствии короля обсуждался вопрос о поземельном налоге.
1792 В США основан первый монетный двор.
Первый монетный двор Соединенных Штатов Америки был основан 2 апреля 1792 года. На сегодняшний день он является единственным производителем американских банкнот. В его задачу входит обеспечение страны необходимым количеством монет.
1833 Вышло в свет полное издание романа Александра Пушкина «Евгений Онегин».
Работать над романом Пушкин начал 9 мая 1823 года. Последняя же точка была им поставлена в сентябре 1830 года в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, – 7 лет 4 месяца и 17 дней. 2 апреля 1833 года роман был издан. В одну неделю пятитысячный тираж первого издания разошелся целиком. Для того времени это было сенсацией. Первые главы, которые вышли несколько раньше полного издания, читатели встречали восторженно. Для многих роман, с легкой руки Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», «самым любимым дитем» фантазии поэта, произведением, в котором воссоздана «верная картина русского общества в известную эпоху».
В седьмом выпуске журнала «Сын Отечества» от 1828 года современник Пушкина так отзывался о романе: поэт «попеременно играет то умом, то чувством, то воображением, попеременно весел и задумчив, легкомыслен и глубок, насмешлив и чувствителен, едок и добродушен – он не дает дремать ни одной из душевных наших способностей, и, не занимая каждой из них надолго, ни одной не утомляет». А в «Библиотеке для чтения» напишут так: «Его читают во всех закоулках русской империи, во всех слоях русского общества. Всякий помнит наизусть несколько куплетов. Многие мысли поэта вошли в пословицу».
Но были и другие отзывы. Из писем Баратынского к Киреевскому:
«Если бы все, что есть в Онегине, было собственностью Пушкина… Но форма принадлежит Байрону, тон – тоже. Множество поэтических подробностей заимствовано у того и у другого. Пушкину принадлежат в «Онегине» характеры его героев и местные описания России. Характеры его бледны. Онегин развит не глубоко. Татьяна не имеет особенности. Ленский – ничтожен. Местные описания прекрасны, но только там, где чистая пластика. Нет ничего такого, что бы решительно характеризовало наш русский быт. Вообще это произведение носит на себе печать первого опыта, хотя опыта человека с большим дарованием. Оно блестяще, но почти все ученическое, потому что почти все подражательное… Вот тебе теперешнее мое мнение об «Онегине». Поверяю его тебе за тайну и надеюсь, что она останется между нами, ибо мне весьма не кстати строго критиковать Пушкина».
Известно также, что самому Пушкину Баратынский писал совершенно противоположное: он всячески расхваливал его дарование, сравнивая творческую деятельность поэта с деятельностью Петра I.
1876 Был подведен итог работы Комиссии для изучения медиумических явлений, созданной по инициативе Дмитрия Менделеева.
Первые медиумы (люди, которые якобы умеют общаться с душами умерших) сначала объявились в США. Во второй половине 19 века мода на спиритизм распространилась и в Европе. Увлеклись им и жители Российской империи. Первые спиритические сеансы в России были проведены в 1870-х годах медиумом Юмом.
2 апреля 1876 года состоялось заключительное заседание созданной по инициативе Дмитрия Менделеева Комиссии для изучения медиумических явлений. В состав комиссии помимо самого Менделеева входили еще 11 авторитетных естествоиспытателей. На этом заседании автор Периодической системы выступал главным разоблачителем «столоверчения», а партию его адептов возглавляли химик Александр Бутлеров, зоолог Николай Вагнер и публицист Александр Аксаков, племянник писателя Сергея Аксакова.
Общее категорическое заключение комиссии было таково: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Вскоре Менделеев выступил с двумя публичными лекциями о спиритизме и в том же году опубликовал за свой счет книгу «Материалы для суждения о спиритизме». В книге было 20 чертежей и рисунков, а на титульном листе содержалась информация для покупателей: «Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, назначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».
В тексте книги автор проводит некую параллель: «Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. Спиритическое учение есть суеверие, – как заключала Комиссия, рассматривавшая медиумические явления, – а метеорология борется и еще долго будет бороться с суевериями, господствующими по отношению к погоде». Правда, сторонника спиритизма Бутлерова до конца его дней ни выводы комиссии, ни мнение Менделеева о спиритизме так и не убедили: в 1889 году Аксаков опубликовал «Сборник статей А.М.Бутлерова о медиумизме».
Дмитрий Иванович Менделеев в одном из писем сыну Ивану написал:
«Наше расследование, как его ни ругали, произвело в обществе решительное впечатление. С тех пор спиритизм как рукой сняло». Ответ на вопрос, почему у людей возникают потребности в оккультизме, похоже, не найден до наших дней. Но не слишком ли вольготно чувствуют себя сторонники чертовщины в России? Кто из ученых выступит сегодня в роли Менделеева?
1958 Эйзенхауэр представил законопроект об учреждении NASA.
Люди:
Родились в этот день
742 Карл Великий
Карл Великий родился 2 апреля 742 года. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Аахен и Зальцбург.
1725 Джакомо Казанова
Имя Казановы стало нарицательным: сразу вспоминается обольститель и соблазнитель, перед которым не может устоять ни одно женское сердце. А между тем не только любовными приключениями и победами был отмечен его путь.
1773 Юрий Лисянский
Юрий Федорович Лисянский родился 2 апреля 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе.
1805 Ганс Христиан Андерсен
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, Дания. С раннего детства Ганс часто мечтал и «сочинительствовал», ставил дома спектакли. Любимой его игрой был кукольный театр.
1840 Эмиль Золя
Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в городе Эксе в Провансе. Когда Эмилю было шесть лет, умер его отец. Детство и юность мальчика прошли в нищете, а когда Эмилю исполнилось 18 лет, он вместе с матерью перебрался в Париж.
1888 Мариэтта Шагинян
Мариэтта Сергеевна Шагинян родилась (21 марта) 2 апреля 1888 года в Москве в семье врача. Получила прекрасное домашнее образование, училась в частном пансионе, затем – в гимназии Ржевской.
1904 Серж Лифарь
Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет.
1928 Вальтер Запашный
Вальтер Михайлович Запашный родился 2 апреля 1928 года в Москве в семье, принадлежащей знаменитой цирковой династии укротителей, вольтижеров, акробатов и гимнастов, которая ведёт свое начало с 1882 года.
1955 Николай Сванидзе
Николай Карлович Сванидзе родился 2 апреля 1955 года в Москве. Семья была в родстве со Сталиным: Николай - внук Александра Семёновича Сванидзе, брата первой жены Сталина. Николай Сванидзе учился на историческом факультете МГУ.
Умерли в этот день
1657 Фердинанд III
Фердинанд III, старший сын императора Фердинанда II и Марии Анны, дочери герцога баварского, родился 13 июля 1608 года в Граце. Воспитание получил у иезуитов. В 1625 году был коронован как король Венгрии, а в 1627 году – Чехии.
1866 Надежда Дурова
Надежда Дурова, участница войны 1812 года, родилась 17 сентября 1783 года от брака гусарского ротмистра Дурова с дочерью малороссийского помещика Александровича. Дуровы с первых дней вели скитальческую полковую жизнь. Воспитание девочки было...
1872 Сэмюэл Морзе
Сэмюэл Морзе родился 27 апреля 1791 года в Чарлстауне, штат Массачусетс, США. Учился в Йельском колледже, где проявил интерес одновременно к электричеству и живописи.
1928 Теодор Вильям Ричардс
Теодор Вильям Ричардс родился 31 января 1868 года в Пенсильвании (США). Он был четвертым из шести детей в семье художника Уильяма Т.Ричардса и поэтессы Анны Мэтлак.
1974 Жорж Помпиду
Жорж Помпиду родился в семье учителей 5 июля 1911 года в местечке Монбудиф (Канталь, Франция). В 1934 году окончил Высшую нормальную школу, в том же году получил диплом Свободной школы политических наук.
2005 Иоанн Павел II
Иоанн Павел II (Карол Йозеф Войтыла) родился 18 мая 1920 года в Вадовице, в Польше. Его отец – бывший офицер австрийской армии. Мать Карола умерла, когда мальчику исполнилось 9 лет, а в 20 лет он уже был круглым сиротой.
Именины отмечают: Василий, Виктор, Виссарион, Герман, Иван, Максим, Мирон, Никита, Севастья, Сергей, Александра, Клавдия, Мария, Прасковья и Светлана