АРАБЕЛЛА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний


День Сегодняшний

Сообщений 61 страница 70 из 1000

61

29 мая 2008

Международный день миротворцев ООН

http://i034.radikal.ru/0805/09/2b51f3296a80.jpg

     Отмечается с 2003 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 2002 года; в этот день в 1948 году Совет Безопасности ООН принял решение о начале первой миротворческой операции на Ближнем Востоке. Ассамблея провозгласила 29 мая Международным днем миротворцев ООН, который должен отмечаться ежегодно как дань уважения ко всем людям, которые участвовали в операциях по поддержанию мира, проявляя высокий профессионализм, самоотверженность и мужество, а также как дань памяти тем, кто погиб, защищая дело мира.
     В настоящее время более 75 тысяч человек из 103 стран несут службу в 17 миссиях по всему миру. Уже давно миротворчество выходит за рамки традиционной роли - мониторинга прекращения огня. Сегодня миротворцы ООН задействованы в выполнении таких задач, как оказание помощи в политической стабилизации, создание гражданских институтов, упрочение соблюдения законности, поддержка восстановления экономик, наблюдение за выборами, разоружение милиции и бывших участников военных конфликтов, содействие в осуществлении программ гуманитарной помощи, переселение беженцев и перемещенных лиц.
     Сами по себе миротворческие миссии не могут остановить войны, но они предлагают наилучший путь по обеспечению устойчивого мира. Опыт последних лет подтверждает: эта деятельность является и будет оставаться востребованной, и миллионы людей во всем мире продолжают возлагать на ООН надежды на прекращение кровавых конфликтов и возвращение к мирной, нормальной жизни.

День взятия Стамбула

http://i040.radikal.ru/0805/88/14b4974fbf12.jpg
Храм Святой Софии (Айя-София, Haghia Sophia), Стамбул, Турция

     555 лет назад (в 1453 году) после длительной осады турками пала столица Византийской империи Константинополь, город был переименован в Стамбул.
     В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов. В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. В 330 году Константин Великий после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем.
     Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино и топливо. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. Овладеть Константинополем мечтали многие правители Востока и короли Запада. Его не раз осаждали гунны, авары, персы, арабы, славяне, печенеги, крестоносцы.
     В 1453 году тысячелетняя Византийская империя после длительной осады турками пала. Три дня длился грабеж города. В плен было уведено свыше 60 тысяч его жителей. Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою, а церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православной Церкви, была переделана в мечеть Aya Sofya.

http://i021.radikal.ru/0805/76/5214a085a75f.jpg
Фрагмент раннехристианской мозаики Софийского собора

     Константинополь стал столицей Оттоманской порты, резиденцией турецких султанов и получил новое имя - Стамбул. Многовековая цитадель христианства уступила место центру мусульманского государства.
     По прошествии пяти с половиной столетий эта трагедия остается поводом для торжеств. Городские власти организуют салюты и даже реконструкцию событий. Ученые и общественные деятели проводят дискуссии. На улицах можно наблюдать манифестации. Причем с каждым годом воодушевление турок при праздновании этой годовщины возрастает.

1953 - родился Александр Гаврилович Абдулов,
актер театра и кино, народный артист РСФСР

http://i030.radikal.ru/0805/ce/95994816bb6e.jpg

     Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в Тобольске в театральной семье. В этом году ему бы исполнилось 55 лет...
     Отец артиста был режиссером театра в Фергане, и на театральную сцену мальчик впервые вышел еще в пятилетнем возрасте. В школе он занимался спортом, увлекался музыкой. По настоянию отца после школы он пытался поступать в театральное училище имени Щепкина, но неудачно, поэтому, вернувшись из Москвы, успешно сдал экзамены на факультет физкультуры местного пединститута. Через год Александр Абдулов вновь поехал в Москву и поступил в ГИТИС, на курс И.М.Раевского, который окончил  в 1975 году. Игру Абдулова в дипломном спектакле отметил главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») Марк Захаров и пригласил молодого актера в труппу.
    С тех пор имя Александра Абдулова неразрывно связано с «Ленкомом». Успешную актерскую судьбу А.Абдулова определило исполнение ролей лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился» (по Б.Васильеву), Хоакина в «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты» (по П.Неруде), Никиты в «Жестоких играх» А.Арбузова. Среди работ последних лет роли в спектаклях «Диктатура совести» М.Шатрова (Верховенский), «Поминальная молитва» Г.Горина по Шолом-Алейхему (Менахем), «Школа для эмигрантов» Д.Липскерова (Трубецкой), «Варвар и еретик» по Ф.М.Достоевскому (Алексей Иванович).

http://i004.radikal.ru/0805/b7/8035540a409d.jpg
В роли Коровьёва (телесериал «Мастер и Маргарита», 2005)

     В кино актер дебютировал в 1974 году;  еще студентом он сыграл маленькую роль десантника Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Однако широкая известность пришла к нему лишь после роли Медведя в телевизионном фильме «Обыкновенное чудо» (1978), поставленном М.Захаровым по одноименной пьесе Е.Шварца. Новым успехом стала мелодрама П.Арсенова по пьесе А.Володина «С любимыми не расставайтесь» (1979), в которой Абдулов играл главную мужскую роль - Мити, а главную женскую роль исполнила его тогдашняя жена - Ирина Алферова. В числе самых его известных актерских работ - Никита в «Карнавале» Татьяны Лиозновой, убийца Робер из эксцентричного детектива Аллы Суриковой «Ищите женщину», лирический герой Иван из «Чародеев». Артист широкого творческого диапазона, Александр Абдулов снимался в комедиях («Самая обаятельная и привлекательная», «За прекрасных дам», «Формула любви», «Анекдоты»), в драмах («Храни меня, мой талисман!» и «Леди Макбет Мценского уезда», «Над темной водой», в криминально-приключенческих («Тайны мадам Вонг») и детективных картинах («Десять негритят»), в историко-костюмных лентах («Гардемарины, вперед!»).
     В сентябре 2007 года врачи обнаружили у него объемное образование в левом легком. 1 сентября актер вместе с женой прилетел на обследование в Израиль в клинику «Ихилов», которая специализируется на лечении раковых больных. Медики обнаружили у него рак легких четвертой стадии. После курса химиотерапии израильские врачи отметили у актера некоторые улучшения, и он вернулся в Москву. Александр Абдулов умер 3 января 2008 года в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

http://i033.radikal.ru/0805/84/825d40e99928.jpg
Могила А. Абдулова на Ваганьковском кладбище

ссылка

Именины отмечают:   Александр, Аркадий, Георгий, Модест, Николай, Петр, Федор и Муза

0

62

30 мая 2008

День святой Жанны д'Арк

http://i037.radikal.ru/0805/cd/a7873f2700a8.jpg
Жанна д'Арк, покровительница военных и Франции.

     30 мая 1431 года в Руане была казнена ставшая позже национальной героиней Франции Жанна д'Арк.
     Жанна родилась в 1412г. во французской деревушке Домреми. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет».
     В возрасте 12 лет Жанне явилось первое откровение. По ее утверждению, Жанна слышала голоса Архангела Михаила, св. Екатерины и св. Маргариты, которые готовили ее к особенной миссии спасительницы Франции. Страна была в критическом положении – вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства.
     Со временем голоса, которые слышит Жанна, призывают ее к активным действиям. Жанна д'Арк, с трудом пробравшись с территории, занятой англичанами и их союзниками - бургундцами, в г.Шинон к дофину Карлу, убеждает его, что через нее говорит всевышний.
     Поставленная во главе армии Жанна д'Арк, 17-летняя девушка, проявила смелость и воодушевила народ на борьбу с врагом. Она прорвалась с войсками в осаждённый англичанами Орлеан и 8 мая 1429 вынудила их снять осаду города, за что в народе её стали называть Орлеанской девой. Ряд побед, одержанных Жанной д'Арк, позволил дофину Карлу (Карлу VII) 17 июля 1429 короноваться в Реймсе.

http://i029.radikal.ru/0805/50/9d444ccf4b93.jpg
Памятник Жанне д'Арк

     Однако король и аристократическая верхушка, напуганные широким размахом народной войны и растущей популярностью Жанны, фактически отстранили её от командования армией. 23 мая 1430 при вылазке из осаждённого Компьеня Жанна д'Арк в результате предательства попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Церковный суд в Руане, где судьями были французы - пособники захватчиков, обвинил Жанну д'Арк в ереси и колдовстве и приговорил её к сожжению на костре.
     30 мая в 9 часов утра Жанну д'Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведены эшафоты. Третий эшафот предназначался для Жанны д'Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг него штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева.
     От палача требовалось сжечь все останки. Несколько раз он клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, но он не мог обратить его в пепел. Наконец, пораженный, "как явным чудом", он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил в Сену.
     Через 25 лет после казни на новом церковном процессе по делу Жанны д'Арк, происходившем во Франции в 1456, она была торжественно реабилитирована и ее признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции. В 1920 г. официальным указом папы Бенедикта XV была причислена к лику святых, хотя люди поклонялись ей на протяжении веков.

биография

Именины отмечают:   Адриан, Степан, Евдокия и Афанасий

0

63

31 мая 2008

Всемирный день без табака
(День борьбы с курением)

http://i037.radikal.ru/0805/92/11bd19dab436.jpg
«Завязать» порой не просто, но всегда возможно

      31 мая во всем мире проводится международная акция по борьбе с курением - Всемирный день без табака, т.е. день, свободный от табачного дыма. Он был установлен в 1988 году Всемирной организацией здравоохранения. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в XXI веке проблема курения табака исчезла. ВОЗ этой акцией предостерегает население планеты (курильщиками являются более половины всего мужского населения планеты и около четверти женского) от пагубной привычки - одной из самых распространенных эпидемий за всю историю существования человечества - никотиномании, стоящей  в одном ряду с алкоголизмом и наркоманией. Бытует выражение, что «капля никотина убивает лошадь». Некоторые ученые считают, что эта капля способна убить не одну, а трех лошадей. Что же касается людей, то смертельная доза никотина для человека - 50-100 мг.
     При выкуривании  в день 20-25 сигарет за 30 лет курильщик пропускает через свои легкие 150-160 килограммов табака и не умирает только оттого, что вводит его небольшими дозами. Табачный дым вызывает и обостряет многие болезни, действуя практически на все органы. Учеными установлено, что при выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу радиации в семь раз больше той, которая признана предельно допустимой. А радиация табачного происхождения вкупе с другими канцерогенными веществами - главная причина возникновения рака.
     По данным ВОЗ, от различных болезней, связанных с курением, умирает 4,9 миллиона человек в год. Смертность от рака легкого у курящих людей в 20 раз выше, чем у некурящих. Любители табака в 13 раз чаще страдают стенокардией и в 10 раз - язвой желудка. Поэтому борьба с курением идет во всем мире.

http://i036.radikal.ru/0805/a5/0aa425f39d9e.jpg

     В 140 странах мира были приняты законы, ограничивающие курение. В Америке некоторые фирмы вообще отказываются брать на работу курильщиков. По статистике, больше всех в мире курят россияне. Приобщение к табаку начинается все в более раннем возрасте. Среди школьников седьмых - восьмых классов курят 8-12 процентов. На сегодняшний день в России курят две трети мужчин и около одной трети женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения в России от причин, связанных с курением, ежегодно преждевременно умирают около 300 тысяч человек. Это больше, чем от дорожно-транспортных происшествий, употребления наркотиков, или от СПИД. При сохранении существующих тенденций в будущем цифры эти будут расти. Ожидается, что к 2030 году потребление табака будет уносить по 10 миллионов жизней в год и станет самой распространенной причиной смертности среди совершеннолетних.     
     Бросить курить нелегко. Известно, что никотин вызывает сильную зависимость, и все мы знаем людей, которые попытались бросить, но всего лишь через несколько месяцев снова начали курить. Недавний опрос в одной из крупных развивающихся стран показал, что две трети курильщиков ошибочно полагают, что курение оказывает небольшой вред, или вообще не оказывает его; немногие из них хотят бросить курить и еще меньше успешно бросили курить.
     Сегодня мы знаем о существовании успешных и затрато-эффективных методов лечения. Средства замещения никотина, такие как никотиновая жевательная резинка, пластырь, назальный спрей (аэрозоль для носа) и ингаляторы, а также не-никотиновые средства, такие как бупропион, могут удвоить шансы людей добиться успеха.
     Хорошей новостью является то, что можно обрести существенные преимущества для здоровья, бросив курить в любом возрасте. Те, кто бросил курить в возрасте 30-35 лет, имеют продолжительность жизни, подобную той, что и никогда не курившие люди.

Всемирный день блондинок

http://i006.radikal.ru/0805/62/310ac6b0d3ec.jpg

    Самая яркая, самая заметная и самая светлоголовая часть человечества наконец-то обрела свой собственный долгожданный и заслуженный праздник. Может быть потому, что белокурых дам, как они гневно утверждают, издевательски попираются буквально по всему миру, светлая дата 31 мая объявлена Всемирным днем блондинок.
     Героини множества анекдотов, заложницы перекиси водорода и парикмахерского искусства, невинные жертвы гламура, повелительницы соляриев и силикона, любимицы настоящих джентльменов и обладательницы гиперженской логики, все они достойно отметили эту дату впервые в 2006 году, а именно – решили воздать себе по заслугам и заделаться лауреатками эксклюзивной премии – «Бриллиантовая шпилька». В качестве номинанток на вечере присутствовали всеми любимые актрисы, популярные певицы, известные телеведущие, выдающиеся спортсменки, успешные бизнес-леди.
     Первое празднование Всемирного дня блондинок прошло с настоящим шиком. Состоялась церемония вручения премии Бриллиантовая шпилька, приуроченная к празднованию – это первая специальная премия для блондинок - талантливых, умных, успешных, модных и бесконечно женственных... Словом, самых блондинистых блондинок нашего времени.
     Как считают ученые, настоящая блондинка – явление редкое, и по их подсчетам уже к 2202 году блондинки окончательно исчезнут с лица Земли. Только за последние 50 лет число блондинов и блондинок сократилось с 49 до 14 процентов от общего числа жителей планеты. А причин тому несколько… Во-первых, чтобы ребенок родился блондином, у обоих родителей должны быть светлые волосы. Во-вторых, в странах, где преобладает темный цвет волос, население неуклонно растет, а вот европейцы - немцы, скандинавы, россияне, которые являются носителями «белокурого гена» - все чаще ограничиваются одним ребенком. Последний человек со светлыми волосами родится, по мнению ученых, в Финляндии, где проживает самое большее число светловолосых людей на душу населения.
     Почему это происходит понять не сложно - натуральный блондин явление редкое, и найти себе пару, тоже блондина и чтобы по любви... 1 шанс на миллион…

День работников издательств, полиграфии
и книгораспространения Украины

http://i022.radikal.ru/0805/45/e08499e261ee.jpg
Первая страница Львовского «Апостола»

     День работников издательств, полиграфии и книгораспространения отмечается в Украине ежегодно в последнюю субботу мая.
     Первой украинской типографией можно считать краковскую типографию Швайпольта Фиоля, в которой в 1491 г. появились первые книги, напечатанные кириллицей. Типография Фиоля издавала книги для Украины и смежных стран, она начала издание книг на кириллице в той форме, которую продолжили типографии в Украине.
     Первую типографию в Украине учредил во Львове Иван Федоров-Федорович. Она действовала на протяжении 1573-1575 гг., а первой изданной на украинских землях книгой стал «Апостол» (в 1574 г.), который исторически положил начало развитию книгопечатания в Украине.
     Настоящим шедевром печатного искусства стала Острожская Библия, завершенная в 1581 г. Острог стал также первым в Украине центром издания тогдашней публицистики, которую более поздние исследователи назвали «полемической литературой».
     Одной из ячеек книгопечатания в Украине была Печерская Лавра. Основанная в 1616 г., Киевская лаврская типография работала три столетия.
     Кроме типографий кириллического шрифта, в Украине работали и латинско-польские: первой была действовавшая в 1592 - 1602 г. небольшая типография во Львове.
    Всего в Украине в 1574 - 1648 гг. действовало 25 типографий. Главными центрами издательской деятельности были большие торговые города — Киев, Львов, Острог: здесь имелись не только кадры ремесленников, книжников, редакторов, но и возможности более широкого сбыта. При больших типографиях были свои книжные магазины. Продажей книг занимались также работники типографий, купцы и лавочники, которые распространяли книги вместе с другими товарами.
     Был в Украине и негативный опыт разрушения книгоиздания, начиная с 1720 г., когда Петр І запретил своим указом книгоиздание на украинском языке.
     Украинское книгоиздание временами чуть теплилось, но не умирало. Даже в сложный период между первой и второй мировыми войнами в Галичине существовало около 50 украинских издательств.

885 лет назад (1123) произошло первое сражение русских и
половецких дружин с монголо-татарским войском на реке Калке

http://i034.radikal.ru/0805/dd/50ab9758f999.jpg
     Весной 1223 года тридцатитысячный отряд татаро-монголов под предводительством полководцев Джебэ и Субедэя, совершавший разведывательный поход в Восточную Европу, вышел в  половецкие  степи и разгромил одну из кочевавших там  половецких орд, остатки которой в панике бежали за Днепр. Половецкий хан Котян обратился к Мстиславу Удалому, правившему в Галиче, с просьбой о помощи. Совет князей Киевской Руси решил помочь Котяну. Поход к Днепру был начат в апреле 1123 года. Во главе полков стояли три старших князя русской земли, три Мстислава - Киевский, Черниговский и Удалой. На 17-й день похода  сразу же после переправы через Днепр русские войска столкнулись с авангардом противника, преследовали его семь дней, а на восьмой день вышли на берег реки Калки (ныне Кальчик, Донецкая область Украины).
     Здесь Мстислав Удалой с дружинами сразу же перешел Калку, оставив Киевского и Черниговского князей на другом берегу. 31 мая 1123 года на реке Калке произошла битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты.
     Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Татаро-монголы ворвались в расположение главных сил князя Мстислава Удалого, произошло ожесточенное и кровопролитное сражение. Русские ратники отчаянно защищались, но были разбиты. Оставшиеся в живых воины стали отступать за Калку. Бросившись за ними в погоню, татары разбили и полк Мстислава Черниговского. Лагерь Мстислава Киевского, сильно укрепленный, татаро-монгольское войско штурмовало три дня и смогло взять его только хитростью, когда князь, поверив обещаниям Субэдэ, прекратил сопротивление. В результате Мстислав Киевский и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал.
     Потери русских в этой битве были очень велики, из воинов домой вернулась только десятая часть. Войско Джебе и Субэдея, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду страх и разрушение. Монголо-татарское иго продолжалось на Руси почти два с половиной столетия и наложило существенный отпечаток на судьбу народа Киевской Руси.

5 лет назад (2003) в Екатерининском дворце Царского Села
состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты

http://i042.radikal.ru/0805/bc/c26dee129907.jpg

     Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами. В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную комнату Петру I. При жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Дочь Петра Елизавета решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Комната была расположена на площади 100 квадратных метров, 40 квадратных метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
    Во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату в ряду других наиболее ценных экспонатов не смогли вывезти в тыл из-за хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея.

http://i018.radikal.ru/0805/0e/7c0ebaa198fd.jpg

     При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении. Поиски Янтарной комнаты были начаты сразу же, как только Советская Армия взяла Кенингсберг. Они продолжались много лет, но комната найдена не была. В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. Работы по ее восстановлению начались в 1983 году, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40 процентов. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

http://i040.radikal.ru/0805/d9/376056f71fe5.jpg

     29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В.Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента, обнаруженные в Германии - флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села.
     К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой «отлично». Официальное открытие Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга.

Янтарная комната

Именины отмечают:   Андрей, Богдан, Василий, Давид, Ираклий, Лев, Макар, Павел, Петр, Федор, Юлиан, Александра, Клавдия, Кристина, Фаина и Юлия

0

64

1 июня 2008

Международный день защиты детей

http://i034.radikal.ru/0806/0f/a3688ce0f891.jpg

     День защиты детей, приходящийся на первый день лета - один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.
     Международный день защиты детей - это, прежде всего, напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.
     День защиты детей всегда отмечается проведением различных мероприятий, цель которых - привлечь внимание к положению детей всего мира. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, а 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Права детей в России защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года.
     

Нинооба. День пришествия
Крестительницы Грузии

http://i028.radikal.ru/0806/44/b6f3bbd2f6a9.jpg
Святая Равноапостольная Нино

     Нинооба - День пришествия Крестительницы Грузии св. Равноапостольной Нино.
В Грузии  отмечают этот праздник 1 июня, а в следующий день, 2 июня, поминают ее родителей Святых Завулона и Сосанну. В Грузии также отмечается день блаженной кончины Святой Нино - 27 января.
     Святая Нина была племянницей иерусалимского патриарха Ювеналия. Она жила в конце III – начале IV веков в Иерусалиме. С юности глубоко верила в Бога и жалела неверующих. После того как отец Нины Завулон ушел в пустынники, девушка была отдана на воспитание благочестивой женщине, рассказы которой об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. Желание Нины сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения императора Диоклетиана (284-305 годы).

http://i007.radikal.ru/0806/be/6eacb727ba22.jpg
Монумент «Святая Нина», в Тбилиси

     В 319 году св. Нина прибыла в Грузию, начав подвижническую жизнь и неся слово Божие. В Иверии Нина поселилась в царских виноградниках и, оказывая помощь страждущим, скоро приобрела известность. По преданиям, призывая имя Христа, святая Нина исцеляла больных и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала Нина, и ее жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них, уверовав в Бога, приняли крещение. Она обратила к Христу и самого царя Грузии Мариана, бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя святых Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство. Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на гору и там, в уединении, благодарила Бога за обращение в христианство идолопоклонников. В 327 году христианство было объявлено государственной религией Грузии.
     Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась в январе 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
     В Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери, до сих пор хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами Святой Нино. Во всех храмах Епархии возносятся в этот день и молитвы к особо почитаемой в Грузии православными Святой.
     По традиции в день Нинооба большая группа детей, подростков и молодежи под покровительством и в сопровождении священнослужителей начинает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии. Это шествие продолжается почти полтора месяца и полностью соответствует пути следования Святой Нино после ее пришествия в Грузию.

Жизнеописание равноапостольной Нины
   

Именины отмечают:   Александр, Василий, Виктор, Григорий, Дмитрий, Игнатий, Корнилий, Максим, Матвей, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Сергей и Анастасия

0

65

2 июня 2008

День Иерусалима

http://i015.radikal.ru/0806/b1/9d886ccb58a9.jpg
У Западной стены

     В этот день, 28-го числа еврейского месяца ияра, еврейский народ празднует объединение Иерусалима, которое произошло 7 июня 1967 года.
     14 мая 1948 г. было провозглашено существование государства Израиль. Иерусалим стал его столицей. Тем не менее, в течение первых 19 лет становления независимости Израиля Иерусалим был разделен, и его восточная часть, где расположена главная иудейская святыня, находилась под контролем Иордании. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены Иерусалимского Храма (Стена Плача). Но это соглашение не соблюдалось. На протяжении этих лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим, Старый Город. Еврейские жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.
     В 1967 г. напряжение между Израилем и его соседями переросло в 6-дневную войну. Вооруженный конфликт начался в Иерусалиме, когда иорданская армия открыла огонь по всей границе с Израилем, проходившей по самому центру города. За два дня ожесточенных боев Армия Обороны Израиля захватила все иорданские позиции в Иерусалиме и прилегающих к нему районах. Сто восемьдесят три солдата погибли в сражении за Иерусалим, многие были ранены. Спустя тысячелетия воссоединенный город вновь стал неделимой столицей еврейского государства. Как заявил генерал Моше Даян в тот день 1967 г.: «Иерусалим объединен и никогда не будет разделен». Первый раз за две тысячи лет самое святое место евреев попало под еврейский контроль.
     Сразу после захвата восточного сектора Иерусалима были предприняты шаги для объединения двух частей города. Военные укрепления были разобраны. Руины домов, стоявших на ничьей территории, брошенных во время Войны за независимость 1948 г., были снесены. Стены и заборы, разделявшие город, были разрушены. Дороги, перекрытые и разрушенные во время войны за Независимость, были восстановлены. Границы города были существенно расширены, что ускорило его развитие. Иерусалим перестал быть пограничным городом, жизнь в нем стала гораздо более безопасной.

http://i033.radikal.ru/0806/cd/7b8f9e5210a1.jpg
Гора Сион в Иерусалиме

     Сегодня Иерусалим - современная, быстро развивающаяся столица Израиля. В нем осуществляет свою работу кнессет (парламент), здесь расположены официальная резиденция президента страны, правительственные министерства и Главный раввинат. Между всеми политическими силами Израиля существует соглашение по поводу того, что ни единство, ни суверенитет Иерусалима не могут быть предметом переговоров. Сейчас не только евреям, но и христианским и мусульманским меньшинствам обеспечен доступ к собственным религиозным святыням. Поэтому День Иерусалима для еврейского мира является и символом исторической справедливости, и знаком реальности мирного диалога с другими народами и конфессиями.
     

День Ботева и памяти борцов за национальное
и социальное освобождение Болгарии

http://i004.radikal.ru/0806/cb/a934ed6b68bb.jpg
Христо Ботев (1847-1876)

     Для каждого болгарина День Ботева – день всех павших за национальное и социальное освобождение Болгарии от османских поработителей - дата особо чтимая. Легендарный поэт Христо Ботев – национальный герой Болгарии. Его стихи знакомы всем болгарам.
     Христо Ботев родился 6 января 1849 года в семье болгарского просветителя Ботю Петкова. В 1863-1865 годах учился в одесской гимназии. С 1867 года жил в Румынии среди болгарских эмигрантов. Вел активную борьбу за освобождение Болгарии от турецкого рабства. С 1874 года Ботев - член Болгарского центрального революционного комитета. Организовал издание ряда газет болгарской революционной эмиграции, в которых пропагандировал идеи вооруженной борьбы против турецких поработителей и создания в Болгарии народной республики. Принимал активное участие в подготовке Апрельского восстания 1876 года.
     Во главе организованного им отряда из 200 человек 17 мая 1876 года переправился с румынской территории через реку Дунай (около села Козлодуй) в Болгарию и двинулся на помощь восставшим. К тому времени, однако, Апрельское восстание болгар за национальное освобождение было уже жестоко подавлено турками. Не встретив нужной поддержки, отряд Ботева предпринял поход к горе Стара планина, где под вершиной Околчица был разбит турецкой армией. Сам Ботев пал смертью героев в бою близ города Враца 2 июня 1876 года, но его могила и по сей день не найдена.
     В годы второй мировой войны его имя носили многие партизанские отряды. Литературное творчество Ботева - гордость болгарской литературы. Главный герой поэзии Ботева - гайдук, представитель народа, борющийся за свободу и социальную справедливость. Для стихов Ботева характерно сочетание боевой революционной тематики с народной болгарской песенной формой. В них нашли отражение и тоска, порожденная тяжелым политическим гнетом и бесправием, и пламенная ненависть к угнетателям. Исполненное мрачной силы стихотворение «Казнь Васила Левского» полно любви к родному народу. Стихотворение «Хаджи Димитр» стало в Болгарии народной песней: используя образы и приемы народной поэзии, Ботев описывает в нем одиноко лежащего в горах, израненного врагами героя. Его оберегает орлица, волк зализывает ему раны, горестно всплескивают над ним руками девы-русалки. Это стихотворение - вершина поэтического творчества Ботева.
     Подвиг, идеи и творчество Ботева оказали сильное влияние на болгарский народ до и после освобождения от турецкого рабства, вдохновляли в борьбе против фашизма. День его гибели объявлен Днем павших за свободу Болгарии. В канун 2-го июня на площади перед Народным собранием в Софии проводят торжественную зарю, а 2-го ровно в 12.00 вой сирен и гудков по всей стране прерывает на 3 минуты движение и работу людей.

1743 - родился Алессандро Калиостро

http://i007.radikal.ru/0806/a2/3da6a4c8fae7.jpg
Алессандро Калиостро

     Алессандро Калиостро родился 2 июня 1743 года в Палермо. Совершив на родине ряд мелких преступлений, Калиостро бежал с Сицилии, после чего странствовал по Греции, Египту, Аравии, Персии, Родосу и Мальте. Вероятно, тогда Калиостро приобрел познания в алхимии и оккультизме.
     Вернувшись в Европу, он присвоил графский титул и женился на Лоренце Феличиани, необычайную красоту которой использовал в своих целях. Разъезжая по Европе, Калиостро представлялся врачом, алхимиком, некромантом и масоном и продавал чудодейственные напитки и лекарства, алхимические снадобья, любовные и омолаживающие эликсиры. Дерзость и изобретательность доставили ему богатство и блестящую репутацию в высшем обществе Европы. Будучи дружен с кардиналом де Роганом, Калиостро оказался вовлечен в скандальную аферу с бриллиантовым ожерельем королевы (1785). Проведя девять месяцев в Бастилии, в 1786 году он был выслан из Франции. Позднее обосновался в Риме, где в 1789 году его арестовали и приговорили к смерти как еретика, однако смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
    Умер Калиостро в тюрьме городка Сан-Лео в Апеннинах 26 августа 1795 года. Многочисленные таланты  графа  не остались незамеченными: о нем пишут книги, ставят спектакли и снимают фильмы.

ссылка

Именины отмечают:   Алексей, Владимир, Никита и Осип

0

66

3 июня 2008

День Мабо в Австралии

http://i002.radikal.ru/0806/8f/d37bef54fcc1.jpg
Аборигены населяли австралийский континент около 70 000 лет

     По мнению ученых, к моменту прибытия Первого флота (1788) коренные народы (аборигены и жители островов пролива Торреса) населяли австралийский континент и прилегающие к нему острова около 70 000 лет. Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных; женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных.
     Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни, источником идентичности. Считалось, что через землю мир живущих неразрывно связан с миром предков. На бытовом уровне, земля находилась не в индивидуальной, а в общественной собственности, где под правом собственности в первую очередь подразумевалось не право проживания или использования с целью получения экономической выгоды, сколько ответственность за свое «ритуальное владение» и за все живое на нем. Границами таких владений служили естественные ориентиры - реки, озера и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена. Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы.
     В то же самое время, по международным законам XVIII века, при отсутствии очевидных социальных и политических систем вновь «открытые» земли признавались terra nullius («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли.
     Хотя британское правительство и не отрицало присутствия на территории Австралии коренных народов, считалось, что аборигены и жители островов Торесса были слишком примитивны, чтобы владеть землей в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британское правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли. В конце концов, аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней, хотя и продолжали в той или иной степени отстаивать свои права на протяжении последующих 200 лет.
     Вершиной этой борьбы стал иск, поданный Эдди Мабо, Давидом Пасси и Джеймсом Райсом из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса в Верховный Суд Австралии в 1982 году. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр, мест традиционного обитания племени Мериам.
     В своем решении от 3 июня 1992 года Верховный Суд установил, что в доколониальные времена коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день. Миф о «ничейности» австралийских территорий был окончательно разрушен. Верховный Суд подтвердил право аборигенов и жителей островов пролива Торесса владеть и пользоваться землей в местах их традиционного обитания. Это право получило название Native Title, по которому правительства штатов, заинтересованные в приобретении прав на разработку природных ресурсов, обязаны были выплатить традиционным владельцам компенсацию.
     В ознаменование этого события 3 июня был обьявлен Днем Мабо. Наиболее широко День Мабо отмечается в местах традиционного проживания коренного населения, а на островах Торесса этот день является выходным.
К сожалению Эдди Мабо не дожил до этого момента. В январе 1992 года он умер в возрасте 56 лет.
     

165 лет назад родился Климент Аркадьевич Тимирязев

http://i045.radikal.ru/0806/c6/5234f23c5a2f.jpg

     Климент Тимирязев - выдающийся русский ученый, ботаник-физиолог, основоположник русской школы физиологии растений. Родился 3 июня 1843 года. По окончании Петербургского университета в 1866 году работал под руководством А.Н.Бекетова. Летом 1868 года Тимирязев был послан за границу для подготовки к профессорскому званию, работал в лабораториях крупных химиков, физиологов. В 1870-1892 годах преподавал в Петровской земледельческой академии, защитив в 1871 году магистерскую, а в 1875 году - докторскую диссертацию.
     Его основная научная заслуга состояла в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза растений. Высказал ряд теоретических положений по различным разделам физиологии растений: о водном режиме, минеральном питании и пр. Тимирязев был энциклопедически образованным человеком, обладал огромными знаниями в естественных науках, хорошо разбирался в философии и искусстве. Поэтому так велик диапазон тем, затронутых им: работы по физиологии растений, дарвинизму, истории естествознания, по живописи английского художника Тернера и роли фотографии в эстетическом воспитании людей.
     Ученый предупреждал об опасности узкой специализации в науке:
«Узкая специализация научной деятельности грозит в будущем серьезной опасностью, своего рода вавилонским смешением языков: каждый специалист замкнется в своей области, не заботясь о том, что творится за ее пределом».   :cool:
     Одаренный от природы, Тимирязев имел хороший музыкальный слух, любил и понимал музыку, занимался ею со своей сестрой. Музыка на всю жизнь осталась его любимым видом отдыха.
     Климент Тимирязев - один из первых российских ученых с мировым именем. Был членом Лондонского королевского общества, почетным доктором университетов в Глазго, Кембридже, членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества и почетным членом многих русских университетов и научных обществ. Имя Тимирязева  присвоено бывшей Петровской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений в Москве.

Именины отмечают:   Кирилл, Константин, Михаил, Федор, Ярослав и Елена

0

67

4 июня 2008

Международный день невинных детей –
жертв агрессии

http://i007.radikal.ru/0806/b3/17d1f34ec845.jpg
Ирак. Дети играют с невзорвавшимися снарядами...

     19 августа 1982 года на своей чрезвычайной специальной сессии по вопросу о Палестине Генеральная Ассамблея, «будучи потрясенной огромным числом невинных палестинских и ливанских детей - жертв актов агрессии Израиля», постановила отмечать 4 июня каждого года как Международный день невинных детей - жертв агрессии.
     Затрагивая тему детей и их будущего, невозможно сегодня не вспомнить о том, что есть дети, у которых нет настоящего - это дети, находящиеся в зоне военных конфликтов. Вряд ли ведется статистика, которая учитывает, сколько детей гибнет во время локальных конфликтов по всему миру.
     Но для того чтобы общественность не забывала о том, что во время войн погибают не только солдаты, ООН учредила Международный день детей - невинных жертв агрессии.
     Но дети погибают не только в зоне военных действий. Прошедшая по миру волна невиданных по безнравственности террористических атак также унесла многие жизни невинных детей, обозначила новое измерение угрозы, исходящей от международного терроризма для всего человечества.
     1 сентябре 2004 года весь мир потрясло известие о захвате отрядом террористов здания средней общеобразовательной школы в североосетинском городе Беслане. В результате варварской акции погибли и позже скончались в больницах по меньшей мере 330 человек, в том числе 172 ребенка.

Именины отмечают:   Даниил, Захар, Макар, Михаил, Павел, Фаддей, Федор и Софья

0

68

5 июня 2008

Вознесение Господне

http://i021.radikal.ru/0806/b9/c751fa6a633c.jpg
Вознесение Господне

     Вознесение Господне является одним из 12-ти основных церковных праздников и отмечается на сороковой день после Пасхи - Воскресения Христова. Вознесение Господне как великий праздник отмечается с IV века. Он относится к числу подвижных праздников и продолжается десять дней, всегда приходится на четверг. По древней христианской традиции верующие начинают отмечать праздник с богослужения накануне вечером.
     Число 40 - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
     Как гласят евангельские предания, после Воскресения Иисус Христос пробыл на земле еще сорок дней. На сороковой день он повел своих учеников из Иерусалима по направлению к Вифании, на Елеонскую гору. Когда они поднялись на гору, Иисус объяснил ученикам истинный смысл своего Воскресения и дал им последнее благословение. Христос сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Затем Иисус, пообещав ученикам послать Святого Духа - третьего Лица Святой Троицы, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако закрыло Иисуса, и ученики услышали голос небесных вестников: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как мы видели Его восходящим на небо». На горе, на большом камне, на котором стоял Господь, остались следы его ног. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает здесь и поныне.
     Церковь учит, что Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. «Искупив человечество», Он в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святого Духа». Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также «отданием Пасхи».
     
http://i004.radikal.ru/0806/03/fd64ebbc9d73.jpg

     Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо - это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.

Всемирный день охраны окружающей среды

http://i031.radikal.ru/0806/39/c11f01c8bbd4.gif

     5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году и с тех пор отмечается всем мировым сообществом ежегодно. Поводом к проведению этой всемирной акции послужило обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН. Обращение подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. «Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами», - так был поставлен вопрос в этом обращении. А год спустя в Стокгольме состоялась всемирная конференция по защите окружающей среды, на которой присутствовали полномочные представители 113 государств мира, в том числе и Советского Союза. Участники конференции приняли решение о ежегодном проведении Всемирного дня окружающей среды 5 июня. День охраны окружающей среды - это отнюдь не профессиональный праздник экологов, а повод для того, чтобы задуматься о проблемах окружающей среды.

http://i009.radikal.ru/0806/19/435e3d586bc5.jpg
Акция Гринпис: «Не дать проплыть китобойному судну»

     Ни для кого уже не является секретом тот факт, что экология на планете с каждым годом лишь ухудшается. Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях. Она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В настоящее время в каждой цивилизованной стране есть множество организаций, ответственных за охрану окружающей среды.
     Всемирный день окружающей среды – «народное событие», сопровождающееся такими красочными зрелищами, как уличные митинги, парады велосипедистов, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, а также кампании по рециркуляции отходов и уборке территории.

1898 - родился Федерико Гарсия Лорка

http://i049.radikal.ru/0806/18/69b9080fb3a5.jpg

     Федерико Гарсия Лорка родился 5 июня 1898 года. Детство юного Федерико прошло в атмосфере поэзии и музыки: его мать превосходно играла на фортепиано, а отец любил петь старинные андалузские песни «канте хондо» и играть на гитаре. В 1914 году Лорка поступает в университет Гранады на факультет филологии, философии и права. Там он пишет свои первые стихи, и в 1917 году выходит его первая публикация - эссе к столетию Соррильи, а в 1918 году - первая книга. Это был сборник зарисовок «Впечатления и пейзажи», навеянных его поездками по городам Старой Кастилии. В 1921 году в Мадриде выходит первый сборник стихов Лорки «Книга стихотворений».
     Годы с 1921 по 1924 ознаменовались его лекцией о «канте хондо», прочитанной в Гранаде, постановкой кукольного спектакля для детей и получением диплома об окончании Гранадского университета. Лорка начинает много писать, и поэзия захватывает его целиком. Среди произведений Федерико Гарсиа Лорки - стихи, поэмы, драмы, пьесы для кукольного театра: «Злые чары бабочки», «Канте хондо», «Мариана Пинеда», «Цыганское романсеро», «Поэт в Нью-Йорке», «Когда пройдет пять лет», «Чудесная башмачница», «Кровавая свадьба», «Любовь дона Перлимплина», «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу», «Дом Бернарды Альбы» и другие. После провозглашения республики (1931) Гарсиа Лорка примкнул к передовой части испанских писателей. В 1931-1933 годах возглавлял передвижной студенческий театр «Ла Баррака», ставивший пьесы испанских классиков. В деревнях и небольших селениях театр давал представления на площадях и просто на улицах.
     В августе 1936 года в местечке Виснар в десяти километрах от Гранады франкисты расстреляли испанского поэта, который в свои тридцать восемь лет был известен уже всему миру. Он похоронен здесь же в братской могиле вместе с еще тремя тысячами жертв франкистских репрессий, убитых без суда и следствия, в начале развязанной Франко гражданской войны в Испании.

http://i037.radikal.ru/0806/24/6e70bee1f13f.jpg
Памятник Гарсия Лорка в Мадриде (Plaza de Santa Ana)

ссылка

Именины отмечают:   Адриан, Александр, Алексей, Андрей, Борис, Василий, Геннадий, Даниил, Дмитрий, Иван, Игнатий, Константин, Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Роман, Севастьян, Федор, Мария и Афанасий

0

69

6 июня 2008

Пушкинский день России.
Родился Александр Сергеевич Пушкин

http://i007.radikal.ru/0806/32/e2cffed3a8b0.jpg

     Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого». Из домашнего обучения вынес прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
     В 1811 году Александр Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. В лицее Пушкин был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.
     После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Александр Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817-1820), которые, хоть и не публиковались, были широко известны. Еще до окончания лицея, в 1817 году, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года. В мае того же года был сослан на юг за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними - на Кавказ, оттуда - в Крым и в сентябре - в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) - образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения; начат роман в стихах «Евгений Онегин».
     В июле 1823 года Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери «под надзор местного начальства». Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф - и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин формируется как художник-реалист: продолжает писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра 1». 17 декабря 1825 года узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». С глубоким волнением ждет вестей из столицы, в письмах просит друзей «не отвечать и не ручаться» за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания заканчиваются в сентябре 1826 года, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле). Напуганный всеобщим неодобрением, казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие»).
     В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии...». Возвратившись в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее явно враждебное отношение Николая I к Пушкину.

http://i032.radikal.ru/0806/d4/4b64c991f208.gif
А.С. Пушкин. Автопортрет

     Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин». 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра». Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей - Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки. В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.
     Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
     В мае 1997 года вышел указ президента РФ, в соответствии с которым установлен Пушкинский день России, который отмечается ежегодно 6 июня - в день рождения поэта.

128 лет назад (1880) в Москве установлен памятник А.С.Пушкину

http://i021.radikal.ru/0806/d3/60751b2b2376.jpg

     Торжественное открытие памятника А.С.Пушкину, сооруженного по всенародной подписке, явилось событием огромного значения в жизни страны. По свидетельствам очевидцев, 6 июня 1880 года в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Колыхались разноцветные значки и знамена различных корпораций, обществ и учреждений; вокруг площадки  памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупает у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывает ими пьедестал памятника. Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще закрытого полотном памятника. Торжественные речи - и покров спадает, воздух оглашают крики ликования.
     Памятник Александру Пушкину для Москвы стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник  в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. В 1950 году памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

День журналиста Украины

http://i043.radikal.ru/0806/bb/f238749d4637.jpg

     День журналиста ежегодно отмечается в Украине 6 июня - в день принятия Союза журналистов Украины в 1992 году в Международную федерацию журналистов.
     День журналиста – это не только профессиональный праздник работников средств массовой информации. Это праздник общенародный, потому что трудно представить современное общество без информации, без средств ее передачи, без профессионального взгляда на события и факты нашей жизни.
     

Именины отмечают:   Григорий, Иван, Никита, Степан и Федор

0

70

7 июня 2008

Третье обретение честной главы святого
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

http://i024.radikal.ru/0806/27/e269cae11e58.jpg
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

     Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года.
Во время волнений в Константинополе, в связи с ссылкой Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была перенесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин ее перенесли (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле.
     Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, где около 850 года глава была в третий раз обретена в указанном Патриархом месте.
     Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и там 25 мая положена в придворной церкви. Часть святой главы находится на Афоне. В память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна празднование Православной Церковью совершается 7 июня.

160 лет назад (1848) родился Поль Гоген

http://i012.radikal.ru/0806/66/72edbe598677.jpg
Автопортрет

     Поль Гоген - одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривается в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген  прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.
     Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» - газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком. Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте. Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках - «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) - были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени, и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности стиль Гогена. В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин  Гоген!», пронизанных состоянием тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды.

http://i036.radikal.ru/0806/d9/eda9a1d5b493.jpg
Жёлтый Христос, 1888

http://i023.radikal.ru/0806/49/29baae6112e2.jpg
Девочки из Бретани, 1889

http://i029.radikal.ru/0806/f3/b6b2289756f1.jpg
Когда ты выйдешь замуж? 1892

http://i011.radikal.ru/0806/64/89512665768a.jpg
Таитянские женщины, 1899

http://i026.radikal.ru/0806/03/ee87d71f5f1b.jpg
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" 1897

     В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа», «А ты ревнуешь?», «Дух мертвых бодрствует», «Женщина, державшая плод» и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе. В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «Жена короля», «Семья таитян», он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы  Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умер Гоген 8 мая 1903 года в нужде, больной, почти ослепший.

Поль Гоген
Альбом

P.S.
Обожаю Гогена и импрессионизм вообще.
Кто не читал, очень советую прочесть эту книгу Сомерсета Моэма о Гогене.
Очень сильно написано, также как и замечательная и мною очень любимая книга Ирвинга Стоуна о Винсенте Ван Гоге - "Жажда Жизни"...
Сомерсет Моэм, "Луна и Грош"
Ирвинг Стоун, "Жажда жизни"

Именины отмечают:   Иван, Иннокентий и Федор

+1


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний