24 июня 2009
Рождество Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель
Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80).
По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник - предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии - Иисуса Христа - связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии. Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).
Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей - кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение - омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя - Креститель). Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа.
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.
Праздник Ивана Купалы
Праздник летнего солнцеворота.
Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия – деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства.
Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам.
Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину – ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках.
Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей ее на пиру.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру – Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают.
Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво – обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре – Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
24 июня в истории
Знаменательные События:
1717 Представители английских масонских лож учредили Великую ложу Англии Масонство – это религиозно-этическое движение, провозглашающее объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи.
1812 24 июня 1812 года армия французского императора Наполеона I без объявления войны вторглась в Россию. Неприятелю противостояла русская армия под командованием генералов М. Барклая-де-Толли, П. Багратиона и А. Тормасова, насчитывавшая около 240 тысяч солдат.
1941 24 июня 1941 года на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ). Его целью было освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны.
1945 24 июня 1945 года в 10 часов утра в Москве состоялся Парад Победы под командованием Маршала Советского Союза Георгия Жукова.
1990 24 июня 1990 года в Москве на стадионе Лужники состоялся последний концерт легенды русского рока Виктора Цоя и группы «Кино».
Люди:
Родились в этот день
1542 Иоанн Креста
24 июня 1542 - 14 декабря 1591
Фундаментальный принцип богословия святого Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек – ничто. Следовательно, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела, чтобы достичь совершенного соединения с Богом.
Иоанн Креста (также известный как Святой Хуан де ла Крус и Святой Иоанн Крестный) родился 24 июня 1542 года в Онтиверосе, Испания. Он происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо. Будучи юношей, ухаживал в госпитале за больными.
В 1568 году Иоанн вступил в орден кармелитов. Богословское образование получил в Саламанке. В монашестве принял имя Иоанн Креста. Вскоре Креста стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. Иоанн стал сторонником реформ, инициированных св. Терезой Авильской, целью которых был возврат к первоначальным идеалам кармелитов – строгости и аскетичности.
Но его деятельность многим в монастыре пришлась не по вкусу. По клеветническим доносам Иоанн трижды привлекался к суду. Много месяцев провел в тюрьме. Именно во время заключения он начал писать свои прекрасные стихи и прозаические трактаты – «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».
Скончался Иоанн Креста в Убеде, в 1591 году. В 1726 году он был канонизирован папой Бенедиктом XIII. А в 1926 году папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви – 14 декабря.
1816 Петр Боклевский
Петр Михайлович Боклевский, один из крупнейших русских художников-иллюстраторов XIX в. Родился 24 июня 1816 года в с. Елшино Рязанской губернии.
1883 Виктор Гесс
Австро-американский физик Виктор Франц Гесс родился 24 июня 1883 года в замке Вальдштейн в Австрии в семье главного лесничего имения принца Оттинген-Валлерштейна.
1885 Владимир Артемьев
Артемьев Владимир Андреевич родился 24 июня 1885 года в семье военнослужащего в Санкт-Петербурге.
1897 Анатолий Мариенгоф
Анатолий Борисович Мариенгоф, русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров. Родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде.
1908 Марина Ладынина
Марина Алексеевна Ладынина, советская актриса. Родилась 11 июня 1908 в селе неподалеку от города Ачинска.
1912 Сергей Филиппов
Сергей Николаевич Филиппов, советский актер. родился 24 июня 1912 в Саратове в простой рабочей семье – отец был слесарем, мать – портнихой.
1920 Владимир Харитонов
Владимир Гаврилович Харитонов родился 24 июня 1920 года в Москве.
1969 Анна Назарьева
24 июня 1969 года в городе Москве родилась Анна Владимировна Назарьева, российская актриса, лауреат премии имени Веры Холодной (за роль в фильме «Кумпарсита» в 1993 году).
Умерли в этот день
79 Тит Флавий Веспасиан
30 декабря 41 - 24 июня 79
Тит Флавий Веспасиан родился 30 декабря 41 года. Его родителями были Флавий Веспасиана и Флавия Домитилла. Воспитывался при императорском дворе вместе с сыном Нерона Британником. Рано проявив военные таланты, он совершил множество побед в Британии и Германии, получил должность военного трибуна. Вслед за отцом был отправлен Нероном для подавления Иудейского восстания.
Покоряя бунтующие земли Палестины, проявил редкую жестокость, разрушил Иерасулим, но благодаря этому укрепил свое положение полководца. В Риме в честь его побед в Иудее была заложена триумфальная арка. Во время иудейского похода близко сошелся с дочерью Ирода Агриппы I-го Вереникою.
Был не только выдающимся полководцем, но и умелым политиком. Опираясь на правителя Сирии Муциана и некоторых римских сенаторов, возвел на императорский трон своего отца. После возвращения в Рим стал делить власть с отцом, также назывался Императором и правил от его имени. Проявил себя жестким правителем, боялся заговоров и безжалостно убивал всех подозреваемых.
Его имя было очень не популярно в народе и среди вельмож. Многим не нравилась его политика террора и то, что он привез с собой Веренику из Иудеи. Однако после смерти отца Тит занял его место и резко изменил практику предыдущего правления. Карал доносчиков, оправдал многих обвиненных в оскорблении достоинства Императора, жертвовал много денег на народные развлечения, при нем были построены многие амфитеатры и термы.
Его взаимоотношения с Сенатом считаются самыми конструктивными за всю римскую историю. Несмотря на проявленную Титом жестокость народ называл его «любовью и утешением человеческого рода». Историки приписывают Титу Флавию такой эпизод: вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, Тит воскликнул: «Друзья, я потерял день!».
1962 Анатолий Мариенгоф
Анатолий Борисович Мариенгоф, русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров. Родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде.
1978 Мстислав Келдыш
Мстислав Всеволодович Келдыш, советский учёный в области математики и механики. Родился 10 февраля 1911 в Риге в большой семье адъюнкт-профессора Рижского политехнического института Всеволода Михайловича Келдыша, крупного инженера-строителя.
1991 Руфино Тамайо
Руфино Тамайо, мексиканский художник, один из лидеров латиноамериканского авангардизма. Родился в Оахаке 26 августа 1899 в семье индейцев-сапотеков.
2000 Анатолий Фирсов
Анатолий Васильевич Фирсов, хоккеист, олимпийский чемпион, один из лучших нападающих в истории хоккея. Родился 1 февраля 1941.
2008 Леонид Гурвич
Леонид Гурвич (Гурвиц), американский экономист, старейший лауреат Нобелевской премии. Родился 21 августа 1917 в Москве в семье польских евреев. Его семья покинула Москву в 1919 и уехала в Польшу.
Именины отмечает: Мария