6 мая 2008
Радоница
Радоница
Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи.
В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
День Дажьбога (Овсень большой)
Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич
Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич Это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.
Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Дажьбога, возрождение природы, первую пахоту. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Дажьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Дажьбога).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
День Дажьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину. Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.
День святого великомученика Георгия Победоносца
Св. Георгий в житии. Новгород, икона начала XIV в.
На Руси почитание великомученика Георгия Победоносца приобрело особое значение. Его образ на коне и поражающего змия вошел в герб Русского государства.
Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1030 г. после победы над чудью, он устроил Юрьев храм под Новгородом, в 1036 г. после победы над печенегами, основал в Киеве монастырь св. Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творите праздник» св. Георгия ежегодно.
Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы св. Георгий считается покровителем Москвы.
Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца и что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.
Георгий Победоносец происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Римский офицер, храбрый и мужественный воин, он открыто считал себя христианином. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный чин и стал исповедником христианства, за что был подвергнут изощренным пыткам. Был обезглавлен в Никомедии около 303 года. Культ святого Георгия проник из Византии на Русь в X-XI веках. Первоначально святой Георгий известен как покровитель князей, особенно в их военных походах. Он изображался на иконах в виде стоящего воина с копьем и щитом или с мечом и копьем. Постепенно стоящего воина заменяет всадник-змееборец, которому и посвящалось сказание «Чудо Георгия о Змие». В нем повествовалось о том, как святой воин Георгий спас царскую дочь от чудовищного змея-людоеда, усмирив его при помощи креста и молитвы, а затем пронзил змея копьем. Легенда нашла отражение в древнерусской живописи, прежде всего в иконописи, в прикладном искусстве и скульптуре. Георгий Победоносец со временем стал почитаем не только князьями, но и простыми людьми. Народная любовь к нему выразилась в духовном стихе о Егории Храбром, который терпит много мучений за свою веру.
Популярность святого Георгия - заступника и защитника, своеобразного народного героя, безусловно, не осталась без внимания московских князей. Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий.
С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба - Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
1856 - родился Зигмунд Фрейд
"Я, по сути, не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я всего лишь конкистадор - авантюрист со всеми любопытством, отвагой и целеустремленностью, характеризующими таких людей".
Professor Freud
Зигмунд Фрейд - австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа.
Зигмунд Фрейд - профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализе). Среди психологов XX века Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 году он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно», (1903), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Постепенно идеи Фрейда приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка. По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов.
После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако прогрессирует его болезнь (рак), не помогают никакие операции и лекарства, и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые поспешили объявить фрейдизм учением «безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном». Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний.
После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам. Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера ХХ века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа.
Владимир Абрамович Этуш отмечает своё 85-летие
Владимир Этуш родился 6 мая 1923 года в Москве. После первого курса Щукинского училища ушел добровольцем на фронт, а в 1943 году после ранения, с второй группой инвалидности, был комиссован. В 1945 году окончил театральное училище и начал работать в московском театре имени Евг.Вахтангова. Свой творческий путь в театре Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». В 1965 году театр ставит драму Э.Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве артиста. Он играл в спектаклях «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера (Журден), «Великая магия» Эдуардо де Филиппо (иллюзионист Отто Марвульо), «Будьте здоровы» (писатель Мерикур).
Параллельно с работой в театре Этуш с 1953 года снимался в кино, где исполнял преимущественно острохарактерные и комедийные роли в фильмах «Адмирал Ушаков», «Овод», «Время летних отпусков», «Председатель», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Старая, старая сказка», «Двенадцать стульев», «Тень», «Иван Васильевич меняет профессию», «Приключения Буратино» и многих других.
С 1945 года Этуш преподавал в Высшем театральном училище имени Б.Щукина, с 1976 года - профессор кафедры актерского мастерства. С 1987 по сентябрь 2003 года - ректор Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина. В последние годы Владимир Этуш выходит на сцену не часто. Он - лауреат премии «Кумир» (2000, в номинации «За высокое служение искусству»), лауреат Государственной премии РФ 2001 года - за творческое развитие традиций Вахтангова в спектаклях Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова «Дядюшкин сон» по повести Ф.Достоевского, «Сирано де Бержерак» по пьесе Э.Ростана. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003).
Именины отмечают: Валерий, Георгий, Иван, Лазарь, Александра, Валерия и Афанасий