23 января 2009
День памяти Святителя Григория, епископа Нисского
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого. Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
226 лет назад (1783) родился Стендаль (Анри Мари Бейль)
Анри Бейль родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. В семь лет потерял мать. Рос в доме деда, вольнодумца и поклонника просветителей. В 1800-1802 годах служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта, в 1805-1812 годах - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном. В 1821 году вернулся во Францию, а в 1831 году поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.
Первые сочинения Бейля начали выходить в свет в 1815 году. В 1817 году род псевдонимом Стендаль выходит его книга «Рим, Неаполь и Флоренция». При жизни Стендаля его творчество признавалось немногими современниками, но среди них были Оноре де Бальзак, Гете, Проспер Мериме, А.Пушкин, Л.Толстой. Умер Стендаль от удара 22 марта 1842 года в Париже.
Переоценка произведений Стендаля произошла только со второй половины XIX века. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей. Школа французских реалистов середины 1850-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем.
Среди произведений Стендаля - памфлеты, трактаты, новеллы, повести, романы: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии» в двух томах, «О любви» (трактат), «Расин и Шекспир» (памфлет), «Жизнь Россини», «Арманс» (роман), «Прогулки по Риму», «Ванина Ванини» (новелла), «Красное и черное» (роман), «Итальянские хроники», «Воспоминания эготиста» (автобиографическая повесть), «Люсьен Левен» (роман, произведение не окончено), «Жизнь Анри Брюлара» (автобиографическая повесть), «Записки туриста», «Пармская обитель» (роман), дневники, письма. По произведениям Стендаля были сняты кино- и телефильмы: «Ванина Ванини», «Пармская обитель», «Красное и черное». В 1933 году в Гренобле был создан Музей Стендаля.
177 лет назад (1832) родился Эдуард Мане
Эдуард Мане родился в Париже в богатой буржуазной семье. Вопреки уговорам родителей стать юристом, Мане решил стать моряком и плавал юнгой в Рио-де-Жанейро. Но победила страсть к искусству. В 1850-1856 годах Мане посещает мастерскую исторического живописца Тома Кутюра, где приобщается к классическому наследству. Совершает турне по музеям Европы. Его интересуют Тициан, Тинторетто, Рембрант, Хальс, Пуссен, Делакруа, Энгр, Веласкес, Гойя.
Испанские мотивы отражены в картинах Мане «Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет». Затем следуют знаменитые картины «Любитель абсента», «Завтрак на траве», «Олимпия». Новаторская живопись Мане подверглась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарем в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Дега, Моне, Ренуаром и перешел к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием темных цветов сменились более светлой и свободной живописью («В лодке»). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни («Нана», «В кабачке папаши Латюиль»). Шедевр Мане - картина «Бар в Фоли-Бержер». На первом плане - продавщица за стойкой бара, за ее спиной большое зеркало, в котором отражается весь зал ресторана, наполненный посетителями. Благодаря свойству зеркал зал кажется огромным, уходящим в бесконечность. Он расстилается перед усталым взором продавщицы. Судя по ее отражению со спины, она выслушивает подошедшего к стойке мужчину, но по ее лицу и глазам нельзя подумать, что она с кем-то беседует, так утомленно замкнуто это лицо. Кажется, что она одна, а окружающие - красочный, но не радостный мираж. Это полотно соединило в себе все излюбленные жанры и приемы художника: портрет, натюрморт, бытовую сцену, динамичность толпы и разнообразные световые эффекты.
"Бар в Фоли-Бержер". 1882 г.
Галерея института Варбурга и Курто, Лондон.
Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство XIX века. В последние годы жизни он был награжден орденом Почетного легиона. Скончался Мане 30 апреля 1883 года.
"Завтрак на траве". 1863 г.
Музей Д'Орсэ. Париж.
"Лола из Валенсии". 1862 г.
Лувр, Париж.
"В лодке". 1874 г.
Метрополитан-музей, Нью-Йорк.
"Дом в Руэле". 1882 г.
Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
"Молодая женщина среди цветов".
биография, картины
49 лет назад (1960) Жак Пиккар и Дональд Уолш опустились на дно Марианской впадины
Батискаф
1960 - Жак Пиккар и Дональд Уолш на батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув рекордной глубины 10 915 метров.
С древних времен человек стремился познать подводный мир. Еще Александр Македонский (356-323 годы до нашей эры) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до нашей эры).
Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к XVI веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза, был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем. Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко используется при подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. В 1620 году Корнелиус ван Дреббель построил одну из первых подводных лодок. Приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине пяти метров (с 1960-х годов подводные суда стали применяться для подводных наблюдений и подводного строительства; с 1973 года подобные суда используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ).
Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года швейцарский ученый Жак Пиккар и американский лейтенант Дональд Уолш в батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув глубины 10 915 метров.
453 года назад (1556) в Китае произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений
На территории Китая, в поясе, простирающем от Юнняня до Пекина, издавна отмечалось множество землетрясений. Два самых сильных в истории Китая землетрясения, которые одновременно явились и одними из самых разрушительных в мире, наблюдались именно в этих местах. Эпицентр землетрясения, произошедшего в 1556 году, находился в провинции Шэньси, у ее столицы - города Сиань. Сиань расположен на берегу великой реки Хуанхэ, где равнины наполнены рыхлыми осадками. По рассказам очевидцев, целые города погружались в грунт, разжиженный вследствие колебаний, и тысячи жилищ, вырытых в рыхлых холмах, обрушились в считанные секунды. Поскольку землетрясение произошло рано утром, большинство семей еще находилось дома и с этим, несомненно, связано огромное число жертв - 830 тысяч человек.
В ХХ столетии одно из самых крупных землетрясений в Китае произошло 28 июля 1976 года в 3 часа 42 минуты местного времени, прямо под Таншанем, городом с населением около полутора миллиона человек, расположенным в 160 километрах от Пекина. Масштаб разрушений и число жертв были почти беспрецедентными. Жилые дома, заводы превратились в груду обломков. Весь город практически сравнялся с землей. Некоторые районы покрылись множеством огромных трещин. Одна из таких трещин поглотила здание больницы и переполненный пассажирами поезд. Пострадали не только дома - были обрушены мосты, искривлены железнодорожные пути, перевернуты поезда, повреждены автострады, разорваны трубопроводы, нарушены плотины. Официальных сообщений об этой катастрофе из Китая не поступало, но в достоверном отчете, помещенном в гонконгской газете, сообщалось, что погибли 655 237 человек.
Именины отмечают: Анатолий, Григорий, Макар и Павел