АРАБЕЛЛА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний


День Сегодняшний

Сообщений 281 страница 290 из 1000

281

5 января 2009

Туциндан

http://i018.radikal.ru/0901/13/640a7938e67d.jpg

     В Сербии и Черногории за два дня до Рождества отмечается праздник - «Туциндан» («Тучин день» или «Тучный день»). Праздник считается православным, но в обрядности праздника есть элементы языческие, сохранившиеся со времен святого Саввы, первого Архиепископа Сербского. Святой Савва когда-то намеренно сохранил народные обычаи, чтобы привлечь к православной вере большее число людей.
     Есть очень распространенное поверье, что в этот день ни в коем случае нельзя наказывать детей, иначе они весь год будут вести себя очень плохо.
     Для праздничного стола в этот день забивают барашка или поросенка. А в некоторых местах главным праздничным блюдом становится индейка или гусь.

77 лет назад (1932) родилась Раиса Максимовна Горбачева

http://s48.radikal.ru/i119/0901/39/2c4249cfc5cd.jpg

     Раиса Максимовна Горбачева - жена первого и последнего Президента Советского Союза, задумавшего и совершившего перестройку, первая и единственная «первая леди СССР», женщина, на судьбу которой выпали тяжкие испытания и которой довелось стать не только свидетельницей, но и участницей событий, которые изменили огромную страну и весь мир.
     Раиса Горбачева (в девичестве Титаренко) родилась пятого января 1932 года в городе Рубцовске Алтайского края в семье железнодорожного инженера. В 1950 году поступила в Московский государственный университет на философский факультет. В 1953 году вышла замуж за Михаила Горбачева, который учился на юридическом факультете МГУ. После окончания университета в 1955 году вместе с М.С.Горбачевым поехала в Ставропольский край, где они прожили 23 года. Р.М.Горбачева работала в местной школе. В 1967 году защитила в Московском государственном педагогическом институте диссертацию в области социологии и получила научную степень кандидата философских наук.
     В 1978 году, когда М.С.Горбачев был избран секретарем ЦК КПСС, они переехали в Москву. Раиса Максимовна читала лекции в Московском государственном университете, участвовала в деятельности общества «Знание». Первая леди СССР сломала традицию, в силу которой жены высших советских руководителей оставались за кадром общественной жизни. Она стояла у истоков созданного в конце 1980-х годов Советского фонда культуры. При ее поддержке и непосредственном участии осуществлялись культурные программы Фонда. Раиса Горбачева занималась также благотворительной деятельностью, была почетным председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве.
     В 1997 году Раиса Максимовна создала Клуб,  который стал последним ее детищем, увлечением и общественным делом. Главной целью Клуба было обсуждение социальных проблем: роли женщины в современной России, положения незащищенных слоев общества, особенно детей. Клуб Раисы Максимовны помогал детским больницам, провинциальным учителям, педагогам, работающим с «трудными» детьми. В 1988 году Раисе Горбачевой была присуждена премия «Женщины мира», в 1991 году - премия «Леди года». Было отмечено, что супруга Президента СССР выступила в глазах мировой общественности как «посланница мира», а также подчеркнута ее решительная поддержка замыслов М.С.Горбачева.
     Дочь Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича Горбачевых - Ирина, по образованию медик. В семье Горбачевых две внучки - Ксения и Анастасия. 22 июля 1999 года врачи гематологического научного центра РАМН обнаружили у Р.М.Горбачевой заболевание крови. Она умерла 20 сентября 1999 года от лейкемии в клинике немецкого города Мюнстера. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

134 года назад (1875) в Париже открыто новое здание
«Гранд-опера»

http://s59.radikal.ru/i164/0901/bd/6fbcbc8f79d8.jpg

     «Гранд-опера» - государственный оперный театр в Париже. Официальное название - Национальная академия музыки и танца. Крупнейший центр музыкально-театральной жизни Франции. Основан композитором Р.Камбером и поэтом П.Перреном, которым в 1669 году был выдан королевский патент на организацию постоянного оперного театра. Открылся в 1671 году под названием «Королевская академия музыки». Неоднократно менял свое название.
     В XVII-XIX веках спектакли шли в различных театральных помещениях. В середине XIX века император Наполеон III, напуганный покушением на него в существовавшем тогда оперном театре, повелел построить новый театр - такой, где его величество смогло бы чувствовать себя «как дома». Все, что происходило тогда по повелению императора, делалось с размахом, так что будущий оперный театр должен был стать чем-то монументальным. Тогдашний префект Парижа барон Хауссманн безжалостно перекраивал многовековой город. Сносились целые кварталы, на их месте разбивались бульвары, возникали новые площади, новые проспекты. Огромный пустырь на месте уничтоженного квартала недалеко от Сены отвели под будущий театр. Был объявлен публичный конкурс на лучший проект. Победителем стал архитектор Шарль Гарнье, лауреат престижной премии в области архитектуры Гран-При-де Ром. Постройка Оперы заняла пятнадцать лет. Чтобы театр был устойчив, пришлось вырыть огромные подвалы. Верхние этажи этих подвалов до сих пор используются под складские и служебные помещения. Вся подземная часть здания была заключена в двойную бетонную оболочку, чтобы исключить протекание. А подземную реку, которая грозила вообще погубить все строительство, запрудили, устроив на самом нижнем, пятом уровне подвалов, подземное озеро. Воду из этого озера раньше использовали в гидравлических машинах для обслуживания декораций.

http://s60.radikal.ru/i168/0901/39/091d0423ae82.jpg
Плафон Гранд-Опера

     И вот 15 января 1875 года театр «Гранд-опера» распахнул свои двери. Национальная академия музыки и танца занимает 11 тысяч квадратных метров площади, вмещает более 2000 зрителей, а на его сцене могут одновременно находиться 450 актеров и статистов. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней; нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна; наверху богато декорированный аттик с возвышающимся над ним несколько плоским куполом. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: «Большая лестница» отделана белым мрамором ценных пород; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.     

Именины отмечают:     Василий, Иван, Наум и Павел

0

282

6 января 2009

Рождественский сочельник

http://s43.radikal.ru/i101/0901/f1/3d31202a9764.jpg

     Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим.
     Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.
     В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.
     Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда.

Католическое Богоявление

http://s56.radikal.ru/i154/0901/37/8aacac017a5f.jpg

     Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.
     В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
     В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
     У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу - ладан, как человеку - мирра. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара.
     Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с «рождественским поленом». Трапеза должна быть как можно более богатой и обильной. Блюда, как правило, такие же, как готовились на новогодние и рождественские праздники.
     Этим вечером мальчики, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями от дома к дому и благословляют их хозяев. Это называется «процессия трех королей». Лицо одного из них может быть вымазано сажей - он изображает волхва Мельхиора.
     По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела. Согласно обычаю, єтим мелом хозяин пишет над дверью дома начальные латинские буквы имен трех королей-волхвов: «С, М, В» (Caspar, Melchior и Balthasar), указывает год и рисует крест. Это означает: «Боже, благослови этот дом». Такая надпись должна оберегать дом и его обитателей от несчастья. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных.
     Считают, что день после Дня трех королей прибавился, а ночь отступила. В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
 

Рождество Христово в Армении

http://s47.radikal.ru/i115/0901/22/848f2384c01e.jpg

     До V века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
     Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также день Крещения Христа.
     Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.

Йоль - праздник середины зимы

http://s44.radikal.ru/i105/0901/82/453256dade76.jpg

     У этого празднества древние языческие корни и много дополнительных названий, пришедших со временем:
     Праздник костров - в этот день на окраинах городов и на специально подготовленных площадках жгут гигантские костры из прошлогоднего мусора и запускают фейерверки.
     Праздник «Треттаундинн» (Тринадцатый день после Рождества) - он символизирует уход в горы последнего из многочисленных местных Дедов Морозов.
     Йоль считается «Матерью всех Ночей», и праздник посвящается дисам - женским божествам родовспоможения и судьбы.
     Традиции празднования очень близки рождественским. В дом приносят и украшают ветки вечнозеленых деревьев или целые деревья. Под йольское дерево складывают подарки.
     Кроме того, в Исландии считается издавна, если не обзавестись к Йолю новой шерстяной одежкой, можно попасть в немилость Йольскому Коту: он придет и проверит, есть ли обновки, и если не обнаружит, отберет праздничный обед (в лучшем случае) или даже детей.

Турицы

http://i026.radikal.ru/0901/b9/4cf4322ef7e7.jpg

     Праздник посвящены Туру - одному из древнейших почитаемых среди славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
     Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
     Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
     Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время приглашает община себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община - кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
     С этого момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от всяких напастей и болезней.

Именины отмечают:     Иннокентий, Николай, Сергей, Евгения и Клавдия

0

283

7 января 2009

Рождество Христово

http://s54.radikal.ru/i143/0901/35/0ce776bff507.jpg

     В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей.
     Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
     Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом:
«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

     Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
     Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
     Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Во тьму веков уж ночь та отступила,
Когда, устав от злобы и тревог
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился: «С нами БОГ!»
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне
Как ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось, -
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное над яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь теперь – средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны, С НАМИ БОГ!

     Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Рождество в России

http://s47.radikal.ru/i118/0901/5e/96c7d97d86db.jpg

     В ночь с шестого на седьмое января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Как известно, в нашей стране церковь в начале 20-го века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество как праздник в России значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире.
     Изначально Рождественские праздники были связаны с множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено.
     Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки - правда уже не рождественские, а новогодние. И звезды на ее верхушке стали по-советски пятиконечными, а вовсе не семиконечными как ранее, когда им положено было символизировать ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.
     Приблизительно то же самое произошло и с праздниками - Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. И после развала Советского Союза обратной трансформации не произошло - Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.
     В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, по старому юлианскому календарю.

Рождество на Украине

http://s49.radikal.ru/i126/0901/f2/942d8c1e97ce.jpg

     Праздники рождественского цикла начинаются еще 2 января в день Игната.
Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготовляют все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник, или же Богатая кутья (6 января).
     По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем нельзя опаздывать к праздничному столу, так как будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.
     Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать. Главнейшим кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения кутья должна стоять на самом почетном месте в доме. После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе. Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя.
     Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как все счастье проспишь. Тем не менее, даже при большом желании заснуть просто невозможно - церковные колокола, ватаги колядовщиков создают торжественно-праздничную гамму звуков. Обряд колядования довольно давний - он происходит еще из дохристианских времен, когда наши предки почитали Солнце праздником Коляды. Больше всего среди колядовщиков встречалось детей, и это понятно. Колядовать и заходить первыми в дом хозяина в день Рождества можно лишь мужчинам, которые, в соответствии с обычаем, несут в дом мир и покой.
     После окончания церковной службы семья снова собирается на праздничный обед, который уже не является постным. После обеда наступает время заслуженного отдыха. В гости нужно идти уже после обеда. Состоящие в браке дети, как правило, идут к своим родителям. На вечер гуляния начинаются с новой силой. Ребята устраивают вертеп - своеобразный спектакль, главными действующими лицами в которой являются «Коза», «Пастух» и прочие.

0

284

8 января 2009

Бабьи каши

http://s57.radikal.ru/i156/0901/65/51cbd22dcce1.jpg

     Бабьи каши - В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
     Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
     А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
     Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Гинайкратия в Греции

http://s54.radikal.ru/i146/0901/2e/e82c34141dd7.jpg

     День 8 января можно смело называть греческим аналогом российского праздника 8 марта, хотя смысл его все же немножко другой.
     8 января в Греции, преимущественно в городах Моноклисия (Monocclissia) и Неа Петра (Nea Petra), а также во многих деревнях и сёлах северной части страны проходит фестиваль женщин Гинайкратия.
     В этот день в семьях обмениваются семейными ролями: женщины освобождаются от обычных домашних хлопот и проводят свой день в «кафетения» (кафе) или других общественных учреждениях – местах развлечения и отдыха, где обычно позволено находиться только мужчинам. Мужья же в это время сидят дома и занимаются домашним хозяйством.

Именины отмечают:     Александр, Григорий, Давид, Дмитрий, Ефим, Иосиф, Исаакий, Константин, Осип, Анфиса и Мария

0

285

9 января 2009

240 лет назад (1769) выпущены первые русские бумажные деньги (ассигнации)

http://i056.radikal.ru/0901/a3/50c849ba63ac.jpg

     1654-1655 годах во время царствования Алексея Михайловича была предпринята денежная реформа. В конце 1655 года стали выпускать медные копейки, приравненные к серебряным. Серебро стало исчезать из обращения, а курс медных монет быстро падал. Реформа кончилась «медным бунтом» в 1662 году.
     Важнейшей вехой в истории русского монетного дела была реформа Петра I. В конце XVII века в результате порчи монет и снижения их веса русская копейка превратилась в маленький кусочек серебра. Примитивная техника не справлялась с выпуском огромного количества копеек, какого требовали рынки. Содержание серебра в рубле было снижено до 6 и 2/3 золотника. Стали выпускать медную копейку. Но произошло это не сразу. Реформа проводилась в течение 20 лет. Сначала правительство снижало вес серебряной копейки и, когда она стала весить приблизительно 0,28 грамма, была выпущена сначала серебряная полтина (50 копеек), полуполтинник (25 копеек), гривенник (10 копеек) и десять денег, а затем рубль весом 28 граммов, равный 100 копейкам. Стали чеканить и крупные золотые монеты. В 1704 году реформа была завершена. Из пуда меди изготовляли монеты на 12,8 рублей, а в 1718 году - на 40 рублей - вес каждой монеты стал меньше. При Екатерине II содержание серебра в рубле было установлено в 4 золотника и 1 долю; этот вес русский серебряный рубль сохранил до 1917 года.
     Первые русские бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в 1769 году. Реальная стоимость бумажного рубля с первоначальных 100 копеек серебром дошла к 1810 году до 25 копеек. В 1839 году законодательно серебряный рубль был приравнен 3 рублям 50 копейкам ассигнациями. В 1897 году в основу русской денежной системы был принят золотой рубль, содержащий 17,424 доли золота. В 1897 году денежная реформа была связана с именем российского министра финансов Сергея Витте. Она привела к тому, что у России появился полновесный золотой рубль. Накануне первой мировой войны он был самой твердой, самой надежной валютой в Европе.
     В 1914 году, с началом первой мировой войны, финансовое положение страны резко изменилось. Чтобы обеспечивать ведение боевых действий, правительство вынуждено было печатать деньги. К 1917 году рубль обесценился в 7 раз. Первая денежная реформа советского правительства проведена в 1922-1924 годах, одновременно проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Реформа имела растянутый характер. В это время появился знаменитый русский червонец - банковский билет, который обеспечивался золотом и активами Государственного банка России. Он приравнивался к 7,74232 грамма чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. Осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые использовались во внешней торговле. Червонец 1922 года был единственной российской конвертируемой валютой. В марте 1924 года денежная реформа была завершена, рубль нового образца был равен 1/10 червонца и обменивался на 50 тысяч рублей совзнаками 1923 года или на 50 миллионов дензнаков всех более ранних образцов.

212 лет назад (1797) родился Фердинанд Петрович Врангель

http://i074.radikal.ru/0901/9b/65bdb3ba9071.jpg

     Фердинанд Врангель родился 9 января 1797 года в Пскове в дворянской семье. Рано остался круглым сиротой. Родственники отдали его в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1815 году. В 1817-1819 годах участвовал в кругосветном плавании В.М. Головнина на шлюпе «Камчатка». В 1820-1824 годах возглавлял Колымский отряд экспедиции для поисков северных земель. Врангель установил, что к северу от Колымы и мыса Шелагского, где предполагалось существование суши, находится открытое море.  Врангель  совместно с Ф.Ф. Матюшкиным и П.Т. Кузьминым описал побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы. По опросным данным определил положение острова в Северном Ледовитом океане, впоследствии названного его именем. Экспедиция провела ценные ледовые, геомагнитные и климатические изыскания, а также собрала сведения о природных богатствах и народах, населяющих исследованные районы.
     В 1825-1827 годах возглавлял русскую кругосветную экспедицию на корабле «Кроткий». В 1829-1835 годах Врангель - главный правитель русских поселений в Америке. С 1840 по 1849 год - директор Российско-американской компании, с 1855 по 1857 год - морской министр. В 1864 году Врангель оставил государственную службу и переехал на постоянное жительство в имение Руиль в Эстляндии. Последние шесть лет жизни провел в деревенском уединении. Изо дня в день он занимался метеорологическими наблюдениями, дневники которых сохранились в его архиве. Врангель умер 6 июня 1870 года от разрыва сердца. Похоронен в имении Руиль. Именем Врангеля названы залив и остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске. Написал книгу «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю...» и несколько работ о народах северо-западной Америки.

85 лет назад (1924) родился Сергей Иосифович Параджанов

http://s60.radikal.ru/i167/0901/ac/833f6d2e265f.jpg

     Сергей Параджанов - народный артист Украины, народный артист Армении. Родился 9 января 1924 года в Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом. В 1942-1945 годах учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 году устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». В 1952 году Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИК, где учился в мастерской И. Савченко; его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка». Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки», но впоследствии отзывался об этих работах как о «хламе».
     В 1965 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков», в котором впервые ярко проявилась экспрессивная романтическая манера художника. На нескольких международных кинофестивалях эта кинофантазия удостоилась многих премий, и имя Параджанова приобрело большую известность. Еще более новаторской, с точки зрения изобразительного ряда, стала работа «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, режиссер воссоздал биографию армянского народного поэта Саят-Нова на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа. Однако режиссер, ставивший фильмы, далекие от «социалистического реализма», в конце концов, поплатился за свою независимость и по сфабрикованному обвинению несколько лет провел в заключении. В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя картина - «Ашик-Кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. Скончался Параджанов от рака 21 июля 1990 года в Ереване.

Именины отмечают:     Степан, Тихон и Федор

0

286

10 января 2009

300 лет назад (1709) выпущен первый гражданский календарь

http://s48.radikal.ru/i119/0901/96/b7e2fb1f2316.jpg

     Первый гражданский календарь «напечатан в царствующем граде Москве, лета 1708, декабря в 28 день» (по старому стилю). Изготовление календаря в России первопечатником Иваном Федоровым относится к маю 1581 года. Более точное соответствие с солнечным исчислением достигалось тем, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, разница в один день могла возникнуть лишь через 3333 года.
     Петр I с 1 января 1700 заменил действовавший в России так называемый календарь от «сотворения мира» на юлианский, разница между которыми 5508 лет. По указу царя от 20 декабря 1699 года следовало 1 января 1700 года «...в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом...». По инициативе Петра в январе 1709 года выпущен первый гражданский календарь под редакцией графа Якова Брюса, который с 1706 года ведал книгопечатным делом в России (раньше Россия жила исключительно по православным святцам). С этой даты следует вести летопись ежегодных изданий календарей. Первый гражданский календарь, называемый «Брюсов», пользовался громкой славой. В нем давался «прогностик: когда нужно «кровь пущать», мыслити почать, брак иметь, дома сизиждати, зверей и рыбу ловить, платье кроить и мыться в мыльне», и многое другое. Примечательно, что частным лицам запрещалось печатать календари в России и тем более привозить из-за границы. Григорианский календарь введен при советской власти с 14 февраля 1918 года. Разница между старым и новым стилями составляла в XVIII веке 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX- XXI веках - 13 суток.

126 лет назад (1883) родился граф Алексей Николаевич Толстой

http://s43.radikal.ru/i102/0901/7b/507a39faa092.jpg

     Алексей Толстой родился в городе Николаевске Самарской губернии. Отец - самарский помещик Николай Александрович Толстой. Мать - Александра Леонтьевна (Львовна) - двоюродная внучка декабриста Н.И.Тургенева. Воспитывался в семье отчима Алексея Аполлоновича Бострома. Окончил реальное училище в Самаре. Учился в Петербургском технологическом институте. В первую мировую войну - военный корреспондент газеты «Русские ведомости» (в 1916 году - во Франции и Англии). Октябрьскую революцию не принял. Эмигрировал в 1918 году, жил в Германии и Франции. В 1923 году вернулся на родину.
     Наиболее значительные произведения Толстого относятся к советскому периоду творчества. В 1920-х годах опубликовал ряд фантастических произведений: повесть «Аэлита» (1923), пьесу «Бунт машин», роман «Гиперболоид инженера Гарина», рассказ «Голубые города». Трилогия «Хождение по мукам», начатая в Париже в 1921 и завершенная в 1941 году - его важнейшее произведение, реалистическая картина жизни российского общества, в особенности интеллигенции, во время революции и гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны Толстой выезжал на фронт, активно печатался в газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Красноармеец». Участвовал в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний, совершенных фашистами.
     Роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945, незакончен) считается лучшим историческим романом советского периода в истории русской литературы. Умер Алексей Николаевич Толстой в Москве 23 февраля 1945 года. Лауреат государственных премий СССР за выдающийся вклад в литературу.

Именины отмечают:     Александр, Аркадий, Ефим, Игнатий, Никанор, Петр и Доминика

0

287

11 января 2009

Всемирный день «спасибо»

http://i059.radikal.ru/0901/7d/9125bfa0b37c.jpg

     11 января является самой «вежливой» датой в году - в этот день отмечается Всемирный день «спасибо».
Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы походя, не задумываясь об их смысле. Однако, слова благодарности обладают магическими свойствами, с их помощью люди дарят радость друг другу и выражают внимание, без которого не может человек.
     Неспроста же в наставлениях туристам часто указывается: слово «спасибо», произнесенное даже с акцентом на языке страны пребывания, повышает скорость и качество обслуживания...
     Между тем, если, например, английский аналог - "thank you" - является именно «голой» благодарностью, то русское «спасибо» гораздо глубже. Русское слово «спасибо» родилось в 16-м веке из словосочетания «спаси Бог».
     Интересно, что староверы не используют слово «спасибо», они избегают его в своей речи, поскольку считают, что это слово родилось из словосочетания «спаси Бай». «Бай» – это имя одного из языческих богов.
     Психологи уверены, что слова благодарности - это устные «поглаживания» и они способны успокоить и согреть своей теплотой. Главное, чтобы «спасибо» шло от чистого сердца! Неслучайно издавна в народе существовало поверье – нельзя произносить слова благодарности в состоянии раздражения. 

День заповедников и национальных парков

http://s57.radikal.ru/i158/0901/23/20fc6a729852.jpg

     Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
     11 января для этого события выбрано не случайно - в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский. Хотя особо охраняемые природные территории испокон веков были на Руси - заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты. Но первый заповедник государственного масштаба был создан именно 11 января 1916 года. Его целью стало сохранение популяции баргузинского соболя и других животных на Байкале.
     В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).
     Сегодня в России насчитывается 100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны) и 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны), а сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.

Именины отмечают:     Вениамин, Георгий, Иван, Марк, Фаддей, Анна, Варвара, Евдокия и Наталья

0

288

12 января 2009

День похищений

http://s46.radikal.ru/i114/0901/a7/6b9e654921a6.jpg
Дажьбог будет искать супругу всю зиму,
и потому морозы будут становиться все сильней

     В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы, Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
     Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кощей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.
     Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

День совершеннолетия в Японии

http://s42.radikal.ru/i096/0901/3e/0390d2a8519b.jpg
Девушки в этот день особенно красивы и жизнерадостны

«Я хочу найти престижную работу и подняться по служебной лестнице»,
«Я буду продолжать семейный бизнес и сделаю все, чтобы фирма отца процветала»,
«Я хочу удачно выйти замуж и жить в большом доме»,
«Я хочу заработать много денег, путешествовать по миру и изучать культуру разных народов»...

     Это только некоторые ответы юношей и девушек, участвующих в церемонии вступления в совершеннолетие, на вопрос «Чего вы хотите достигнуть, став взрослыми?»
     Совершеннолетними в Японии становятся в 20 лет, и каждый год во второй понедельник января вся Япония отмечает День Совершеннолетия (Сейдзин-но Хи).
     В 20 лет японские юноши и девушки получают права и обязанности взрослых: с этого возраста они могут принимать участие в выборах, несут полную ответственность перед законом, на них распространяется трудовое законодательство. Кроме того, именно с 20 лет молодым людям официально разрешается курить и употреблять спиртные напитки.
     В День совершеннолетия все, кому в текущем году исполнилось или исполнится 20 лет, принимают поздравления и напутствия на специально организованной церемонии. Девушки, как правило, облачаются в кимоно ярких расцветок с длинными рукавами, так называемые фурисоде. Юноши обычно надевают праздничные черные костюмы, хотя в последние годы многие отдают предпочтение мужскому кимоно.

http://s54.radikal.ru/i145/0901/1b/af4e76e772c9.jpg
Желания, написанные и прикрепленные в храме, обязательно сбудутся

     Обычно городские власти устраивают торжественные сборы и вечеринки для «новоиспеченных взрослых», на которых виновникам торжества вручаются памятные подарки. Каждому приходит персональное приглашение от главы местной администрации или учебного заведения. Список 20-летних граждан власти получают, как ни странно, из налогового управления: каждый японец обязан платить налог за проживание. Уклоняющиеся от уплаты налогов приглашений не получают и на церемонию не допускаются. Сами же виновники торжества, ощутив свободу, не всегда могут вовремя остановиться. Перебравших лишнего доставляют домой товарищи, но на следующее утро их не будет мучить совесть, ибо такое поведение (в дозволенных законом и моралью рамках) в этот день не считается зазорным.
     Официально День совершеннолетия стал праздничным днем с 1948 года. До этого же церемония посвящения во взрослую жизнь проходила не публично, а в местном храме или тихо в кругу семьи.
     Первоначально День совершеннолетия отмечался 15 января, и естественно, что часто праздничный выходной попадал на середину недели. Всего лишь один день по такому случаю - это очень мало, и, кроме того, у молодежи существует традиция на День совершеннолетия возвращаться в родной город в родительский дом и там праздновать совершеннолетие. В 1998 году был принят закон, по которому с 2000 года праздник перенесли с фиксированной даты на второй понедельник января. Молодежь получила законные три дня на празднование, а все японцы стали называть день «счастливым понедельником».

Именины отмечают:     Лев, Макар, Ирина и Мария

0

289

14 января 2009

День святителя Василия Великого

http://i008.radikal.ru/0901/f4/6934cb053f6c.jpg
Святитель Василий Великий

     Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
     Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
     Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
     После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
     Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
     В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
     Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Обрезание Господне

http://s61.radikal.ru/i174/0901/83/da0a1b617812.jpg
Это события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова

     Событие, о котором идет речь, описано в Евангелии от Луки. Обрезание Господне совершилось на восьмой день после Христова Рождества. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова.
     Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.
     Пресвятая Богородица и Ее Обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли Его для обрезания в храм и там вместе с наречением имени совершили этот обряд. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, тоже были обрезаны.
     Праздник Обрезания для нас важен еще и тем, что вопреки многим ересям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним были совершены без исключения.

Именины отмечают:     Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Осип, Пётр, Платон, Трофим и Федот

0

290

15 января 2009

118 лет назад (1891) родился Осип Эмильевич Мандельштам

http://i070.radikal.ru/0901/1e/eab98579219e.jpg

     Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 году переезжает на жительство в Петербург, где Мандельштам окончил Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках. Здесь началось его увлечение поэзией, музыкой, театром. В 1907 году Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Николаем Гумилевым. Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет, где он в течение года слушает лекции. В 1911 году Осип Мандельштам поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
     Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны пять его стихотворений. В 1913 году вышла в свет первая книга стихотворений Мандельштама «Камень».

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло…

В 1920-х годах вышли новые поэтические сборники - «Tristia», «Вторая книга», «Стихотворения», сборник статей «О поэзии». Были изданы две книги прозы - повесть «Шум времени» и «Египетская марка» и несколько книжек для детей - «Два трамвая», «Примус», «Шары». Много времени Мандельштам отдавал переводческой работе. В совершенстве владея французским, немецким и английским языками, он брался (нередко в целях заработка) за переводы прозы современных зарубежных писателей. В 1930-е годы, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг.
     Осенью 1933 года пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 года был арестован.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за 10 шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову дари'т за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.

Ноябрь 1933

Его выслали в Чердынь-на-Каме, где он пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвратился в Москву, но здесь ему жить запретили. Жил в Калинине. Получив путевку в санаторий, уехал с женой в Саматиху, где был вновь арестован. Приговор - пять лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток.
     Умер Осип Мандельштам 27 декабря 1938 года в больничном бараке в пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте города Владивостока). «Поэзия - это власть, раз за нее убивают», - говорил поэт Анне Ахматовой, которая навестила его в воронежской ссылке в 1936 году. И его убили.
     Жена поэта Надежда Яковлевна  Мандельштам и друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-х годах стало возможным опубликовать. Сейчас изданы все произведения Мандельштама. В 1991 году в Москве создано Мандельштамовское общество.

176 лет назад (1833) умер Серафим Саровский

http://s40.radikal.ru/i089/0901/cd/7fe4e5ed19be.jpg
Святой Серафим Саровский

     Одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви по праву считается преподобный Серафим Саровский - великий старец и подвижник веры. Жизнь преподобного была отмечена большой скромностью, присущей русским святым. Серафим Саровский (в миру - Прохор Исидорович Машнин) родился в Курске 19 июля 1754 года. С детства его жизнь была посвящена служению Богу: послушнические труды, служение в сане иеродиакона, а затем иеромонаха, пустынножительство и отшельничество, подвиги молчальника, затворника, мученика и молитвенника.
     Венцом жизни преподобного явилось святое богоносное старчество. Выйдя из затвора, Серафим Саровский начал принимать верующих, которые приходили к нему за утешением и исцелением; участвовал в строительстве Серафимо-Дивеевского монастыря. В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. После долгих мытарств чудотворные мощи святого обрели покой именно в этой обители. Смерть старец принял стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Это произошло 15 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни.
     В июле 1903 года при участии императора Николая II и царской семьи состоялась торжественная канонизация святого. Мощи преподобного Серафима были открыты для всеобщего почитания. В 1919 году большевики закрыли Саровскую обитель. А в начале 1920-х из собора, построенного благодарным императором, были изъяты мощи преподобного Серафима, рака с мощами была вскрыта и вывезена в Москву, Свято-Серафимовская церковь была превращена в городской театр, а келья уничтожена. Сначала мощи святого старца были выставлены в Румянцевском музее, а вскоре их след затерялся. Местонахождение их в течение многих десятилетий оставалось совершенно неизвестным, вновь они были обнаружены только в январе 1991 года в Казанском соборе Ленинграда. Многие русские религиозные философы считали его «пророком нового качества христианской жизни, ее обновления и возвращения в апостольскую эпоху». Учение и образ Серафима Саровского чтили многие русские философы.

Именины отмечают:     Кузьма, Марк, Модест, Петр и Сергей

0


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний