АРАБЕЛЛА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний


День Сегодняшний

Сообщений 271 страница 280 из 1000

271

26 декабря 2008

День Святого Стефана

http://s47.radikal.ru/i118/0812/5d/a0bc87a4ba78.jpg
Святой Стефан. Джотто

     Первый мученик за Христа, архидиакон Стефан, был одним из семидесяти апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Он принял мученическую смерть (Стефана забили камнями) приблизительно в 35 году новой эры. Любопытно, что одним из его мучителей был Савл - впоследствии ставший апостолом Павлом, светочем и столпом христианства.
     Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
     Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником.
     Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц.
     Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», - и затем предал Христу свою чистую душу.
     Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Именины отмечают:     Александр, Аркадий, Арсений, Владимир, Гавриил, Герман, Евгений, Иван, Николай, Орест, Аза и Анастасия

0

272

27 декабря 2008

День апостола и евангелиста Иоанна

http://s53.radikal.ru/i140/0812/26/7ec9117edad3.jpg
Апостол и евангелист Иоанн Богослов

     Апостол Иоанн - автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения. Он был сыном Зеведея и Соломии - дочери святого Обручника Иосифа.
     Он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом. Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту.
     После своего призвания святой Иоанн не расставался со Спасителем и был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии.
     В Откровении Иоанна Богослова (Откр. 4:6-8) написано о четырех животных, которые находятся у трона Бога на небесах и беспрестанно восхваляют Господа. Эти животные похожи на льва, быка, орла, а у четвертого лицо как у человека. В соответствии с этим каждый из четырех Евангелистов получил в христианской традиции свой символ, который часто изображают на картинах. Символом евангелиста Иоанна является орел.
     День этого Евангелиста, также как и трех других авторов Евангелий, отмечается в Православных и Римско-Католических, а также в некоторых протестантских Церквях.

День спасателя Российской Федерации

http://s59.radikal.ru/i165/0812/89/4f73f4c1f50c.jpg

     День спасателя установлен Указом Президента Российской Федерации в 1995 году. Именно в этот день в 1990 году Советом Министров РСФСР образован Российский корпус спасателей. Дата принятия этого постановления считается временем образования МЧС и является Днем спасателя.
     Необходимость создания МЧС России была вызвана постоянно растущим количеством чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и эпидемиологического характера. Они нередко становятся причиной гибели и страдания людей, уничтожения материальных ценностей.
     ЧС возникают при авариях на транспортных магистралях и водных поверхностях, на магистральных трубопроводах, при пожарах и взрывах в зданиях жилого и социально-бытового назначения, на технологическом оборудовании промышленных объектов, при обнаружении и обезвреживании неразорвавшихся боеприпасов, при выбросах химически опасных и радиоактивных веществ, терроризме, ураганах, сильных ливнях и снегопадах, паводках, эпидемиях и т.д.
     Ключевую роль в проведении поисково-спасательных работ играют спасатели МЧС. Они всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в дыму и огне пожаров, в искореженных транспортных средствах, на затопленных территориях. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. На счету спасателей МЧС огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим.

Именины отмечают:     Иларион и Николай

0

273

28 декабря 2008

Международный день кино

http://s52.radikal.ru/i138/0812/90/6dae4d51169f.jpg

     В этот день в 1895 году в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер.
     В 1895 году французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф». 22 марта 1895 года братья устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают - пока только узкому кругу друзей - коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер».

http://s48.radikal.ru/i119/0812/4c/81feba219cb8.jpg
Луи и Огюст Люмьер

     Но днем рождения кино считают 28 декабря того же 1895 года. Тогда, в парижском кафе на Бульваре Капуцинов, Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги.
     Демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» вызвало настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…
     В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут.

День святых Невинных Младенцев Вифлеемских

http://s45.radikal.ru/i109/0812/59/2a1f237096fe.jpg
Избиение младенцев

     Христиане почитают святых младенцев как мучеников, полагая, что всякий, кто был убит из ненависти ко Христу, должен рассматриваться как мученик, даже если он не подозревал о смысле происходящего.

http://s56.radikal.ru/i152/0812/49/a5d428b3d0cd.jpg
Икона «Вифлеемских младенцев»

     Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод приказал убить всех невинных младенцев, узнав от волхвов о рождении Христа (Мессии). Ирод хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как св. Иосиф ушел с семьей в Египет.
     Синоптические евангелия объясняют казнь Иисуса тем, что роль Иисуса как Христа (Мессии) подразумевала также и политические притязания на царство. Рассказ об избиении невинных младенцев относит возникновение этого ошибочного мнения ко времени Рождества Иисуса Христа. В Римско-католической церкви день памяти святых младенцев 28 декабря.

83 года назад (1925) погиб русский поэт Сергей Есенин

     Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. Историки до сих пор спорят об обстоятельствах смерти поэта. 

Именины отмечают:     Александр, Василий, Иларион, Павел и Степан

0

274

29 декабря 2008

День Памяти Пророка Аггея

http://s51.radikal.ru/i131/0812/03/3f7e20399a0d.jpg
Пророк Аггей

     Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Рождества Христова).
     По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися». Он указал на религиозное равнодушие, в котором кроется главная причина всех бед. Все послушались гласа Господа, «пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего».
     По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк был любим и чтим всеми. Имя его в переложении с еврейского языка на русский - значит праздник или празднующий. Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, голова его частью была лишена волос.

Именины отмечают:     Александр, Аркадий, Владимир, Илья, Макар, Николай, Павел, Петр и Софья

0

275

30 декабря 2008

103 года назад (1905) родился Даниил Хармс

http://i043.radikal.ru/0812/c8/3651a7406692.jpg

     Даниил Хармс родился 29 декабря 1905 года. Происходил из семьи известного народовольца Ивана Павловича Ювачева, приговоренного в свое время к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Даня родился уже после освобождения отца, когда Ювачев вернулся в Петербург. В эти годы - начала ХХ века - отец Хармса стал автором мемуарных и религиозных книг. Известно, что Иван Павлович не одобрял сочинений сына - так не похожи они были на то, что он сам почитал в литературе.
     Даниил Ювачев еще на школьной скамье придумал себе псевдоним Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью. Хармс-писатель сформировался в 1920-е годы, испытав влияние Хлебникова и Труфанова, и обрел единомышленников в кругу поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ - Объединения Реального Искусства). «Кто мы? И почему мы?.. - говорилось в их манифесте. - Мы - поэты  нового  мироощущения и нового искусства... В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства». ОБЭРИУ очень увлекало Хармса. Его занимала абсурдность существования, действий, поступков отдельного человека или группы людей, помноженная на абсурд самой жизни, действительности, бытия. Он даже не так уж много придумывал, сочинял эту «чушь», замешивая ее на фантастическом, чудном, странном, - он лишь остроумно фиксировал на ней свое внимание. Ему было совсем просто извлекать смешное, веселое из нелепости, «чуши», которая составляла суть его мыслимых и немыслимых историй.
     Сам Хармс писал в дневнике: «Меня интересует только «чушь», только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Он придумал себе одежду и собственный алфавит, стихотворные заклинания и множество масок-псевдонимов. И все для того, чтобы вывернуться из косности быта, создать мир, вольготный для художника, романтически устремленного к живой реальности.
     В январе 1928 года обэриуты провели свой вечер в ленинградском Доме печати: стихи, театральные постановки, а затем диспут со зрителями затянулись до утра. Но на следующий день в газете появилась недоброжелательная статья, в которой творчество обэриутов было охарактеризовано как «откровенный до цинизма сумбур». А несколько позже была опубликована еще одна статья, где было написано, что «их бессмысленная поэзия - это протест против диктатуры пролетариата. Это поэзия классового врага». Из тех времен остались всего два опубликованных стихотворения Хармса. Но он и не делал попыток печатать свои произведения, прекрасно понимая, что это невозможно. Зато по просьбе Самуила Маршака он начал сотрудничать в детских журналах «Чиж» и «Еж», напечатав в них стихи, которые сейчас стали детской классикой: «Иван Иванович Самовар», «Врун», «Из дома вышел человек», «Миллион»...
     К середине 1930-х годов Хармс пишет для детей все реже и реже. В это время переходит на прозу, которая день ото дня становится все мрачнее и саркастичнее. То, что большинству казалось «нормальной жизнью», Даниил Хармс представлял и описывал как кошмарный абсурд, не поддающийся разумному пониманию и объяснению. Писатель старался не только не публиковать свои творения, он даже не давал читать их друзьям, искренне боясь репрессий. И все же настроения, образ жизни, даже внешний вид Хармса раздражали коммунистических идеологов. Впервые Хармс был арестован в 1931 году и сослан в Курск, однако через несколько месяцев, благодаря хлопотам друзей, его освободили и позволили вернуться в Ленинград. В 1937 году его арестовали снова, и опять ему повезло: вскоре он был освобожден. Трагедия его существования все более проникала в тон его произведений - смех почти исчез, его заменил ужас.
     В июне 1941 началась война, людей охватила паника. По рассказам близких, за необычную одежду Хармса не раз принимали на улице за шпиона. Уже в августе 1941 года он снова был арестован. О смерти его до сих пор ходит много легенд. По одной из них писатель вышел днем на минуту в магазин, был арестован прямо на улице, и долгие годы никто не знал, что с ним. По другой версии, его жена Марина Малич в сентябре 1941 года написала своим знакомым: «Даня уехал к Николаю Макаровичу», что значило - арестован НКВД, как Николай Макарович Олейников, поэт и близкий друг Хармса. А в начале февраля 1942 года супруге сообщили о смерти Хармса. По слухам, он умер в психиатрической тюремной больнице от голода. Но есть исследования, в которых утверждается, что Хармс был расстрелян в тюрьме еще осенью 1941-го года.
     Имя Даниила Хармса как непревзойденного гения мировой литературы «абсурда» и «черного юмора» впервые появилось в узких кругах любителей словесности в конце 1960-х годов, через два с лишним десятилетия после смерти писателя. В 1970-1980-х годах небольшая часть его произведений была опубликована, а большая часть ходила в «самиздате». И только в конце 1980-х годов творчество Хармса предстало перед читателями.

157 лет назад (1851) родился Аза Григгс Кендлер, основатель компании «Кока-Кола»

http://s45.radikal.ru/i110/0812/6a/000ed8a05217.jpg
Аза Григгс Кендлер,
основатель The Coca-Cola Company

     В мае 1886 года в Атланте полковник Джон Пембертон, фармацевт по образованию, пытаясь найти средство от головной боли, сварил необычный сироп карамельного цвета. В этот напиток входили отвар листьев коки, сахар и кофеин, что сделало его очень стимулирующим. Оценив вкусовые качества напитка (сироп оказался сладким и густым), Джон отнес свое изобретение в аптеку «Джейкобс», где первые порции сиропа продавались по пять центов за стакан. Затем в напиток добавили газированную воду и окрестили его «Кока-Кола». Название и оригинальный шрифт придумал Фрэнк Робинсон - друг и партнер Джона Пембертона. На первых порах коку раскупали в количестве девяти стаканов в день.

http://s56.radikal.ru/i152/0812/c7/be92c3472acc.jpg
Пембертон, Джон Стит (англ. John Stith Pemberton)
американский фармацевт, изобретатель Кока-колы

     После смерти Пембертона преуспевающий бизнесмен Аза Кендлер приобрел рецепт «Кока-Колы» у его вдовы за 2300 долларов. Поместив напиток в металлическую посуду, Кендлер сварил его вместе с собственным запатентованным «Бальзамом из крови растений». В течение десяти последующих лет «Кока-Кола» укрепилась в названии «лечебного напитка». 31 января 1893 года товарный знак «Кока-Кола» был официально зарегистрирован в США.
     В том же 1893 году молодой фармацевт из Нью-Берна (штат Северная Каролина), некий Калеб Брэдхэм, в результате экспериментов создал фармацевтическую смесь из газированной воды, сахара, ванили, редких масел и орехов колы. Эта необычная смесь под незвучным названием «напиток Брэда» стала продаваться в аптеках как веселящий, укрепляющий и способствующий пищеварению напиток. Спустя пять лет после изобретения Брэдхэм придумал напитку новое имя - «Пепси-Кола» и зарегистрировал его как торговую марку. Название было составлено из названий ингредиентов - пепсина (пищеварительный фермент) и ореха колы. Спустя еще четыре года, в 1902 году, Калеб Брэдхэм организовал компанию «Пепси-Кола Компани». И вот уже больше века «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» борются за звание самого популярного напитка в мире.

http://s44.radikal.ru/i106/0812/99/256453d0a04a.png

     До начала 1930-х годов компания «Пепси» вообще не составляла существенной конкуренции «Кока-Коле». Ситуация кардинально поменялась, когда в самый разгар Великой депрессии «Пепси-Кола Компани» начала продавать напиток в 12-унцевой бутылке (1 унция - 28,35 грамма) за пять центов, в то время как основной конкурент просил аналогичную цену за 6 унций. Продажи «Пепси» стали стремительно расти. В ответ «Кока-Кола Компани» предъявила иск о нарушении прав на использование торговой марки - слова «кола» в названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. С этой поры было положено начало негласной войне между двумя компаниями. Конкуренты постоянно шпионят друг за другом, не оставляя без ответа ни одну «вражескую» коммерческую акцию. Интересно, что «Пепси-Кола» первой поступила в продажу в СССР, а «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки в Москве.
     И еще один интересный факт в истории «Кока-Колы»: в 1931 году, в преддверии Рождества, «Кока-Кола Компани» в целях рекламы заказала американскому художнику Хаддону Сундблому дизайн костюма для Санта-Клауса, отображающего фирменные цвета «Кока-Колы». Так появился на свет добродушный Санта в красно-белом наряде, которого мы привыкли видеть. До этого он одевался как придется. На сегодняшний день товарный знак «Кока-Кола» является наиболее известным товарным знаком в мире. Продукция компании продается почти в 200 странах мира.

источник

92 года назад (1916) в Петербурге убит Григорий Распутин

http://s59.radikal.ru/i165/0812/d9/362c460f1b39.jpg

     Григорий  Распутин родился в 1871 году в селе Покровское Тюменской области в крестьянской семье. О жизни Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом. В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился. Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места, пешком дошел даже до Иерусалима. После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление.
     Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния. В 1905 году Распутин попал в Петербург. В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича. Императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, император сдался.
     Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. В это же время Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как «Гришка Распутин». Вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что, используя свое огромное влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население столицы. Россия была полна слухами, сплетнями, пересудами. Кругом царили взяточничество, казнокрадство, продажность. Аристократические круги считали виновником всех бедствий Распутина.
     Чтобы спасти престиж монархии, в среде императорского окружения возник заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж племянницы императора), Владимир Пуришкевич (депутат IV Государственной думы, известный своими ультраконсервативными взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора). 30 декабря 1916 года они пригласили Григория Распутина во дворец Юсупова для встречи с племянницей императора, известной петербургской красавицей. В пирожных и напитках, поданных гостю, содержался цианистый калий. Однако яд не подействовал. Нетерпеливые заговорщики решили использовать стопроцентное средство - Юсупов выстрелил в Распутина. Но ему снова удалось спастись. Когда он выбежал из дворца, его встретили Пуришкевич и великий князь, которые в упор застрелили «сибирского старца». Он еще пытался подняться на ноги, когда его связали, засунули в мешок с грузом и сбросили в прорубь. Позже вскрытие показало, что "старец", уже будучи на дне Невы, отчаянно боролся за свою жизнь, но в конце концов захлебнулся...

Именины отмечают:     Александр, Даниил, Денис, Иван, Никита, Николай и Петр

0

276

31 декабря 2008

День Святого Сильвестра

http://s49.radikal.ru/i126/0901/c2/6f4ac6a38383.jpg

     В самый канун Нового года 31 декабря во многих католических странах, в частности в странах Европы, празднуется день Святого Сильвестра. Всеобщими усилиями праздник с каждым годом становится все масштабнее, веселее и красочнее. В этот день все веселятся, шутят, много едят, пьют и ждут прихода Нового года.
     Какова же история этого праздника? По легенде, в 314 году нашей эры папа римский Сильвестр изловил ужасного монстра - чудовищного ветхозаветного змея Левиафана. Считалось, что в 1000 году этот монстр вырвется на свободу и уничтожит мир. К всеобщей радости, этого не произошло – Сильвестр змея победил и людей в обиду не дал. Умер Сильвестр в канун нового 336 года, 31 декабря. День кончины его почитается как день Святого Сильвестра.
     С тех самых пор 31 декабря люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-клаусами. А в некоторых странах сохранилась традиция называть последний день уходящего года «Сильвестром». Потому вопрос «Куда пойдешь на Сильвестра?», который в канун Нового года можно услышать во многих странах, означает «Где будешь встречать Новый год?»

Щедрец

http://i069.radikal.ru/0901/ce/d80576b58ac5.jpg
Колядовщики выпрашивали у хозяев гостинцы

     Последний день святок по старому стилю носит название «Щедрец». Этот день знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.
     Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!» Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят»... Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:

«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!»

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.

Двенадцатая Ночь

http://s50.radikal.ru/i129/0901/1f/f845785c51fc.jpg

     Двенадцатой Ночью заканчивается Йоль. Двенадцатая ночь – это ночь рождения нового года, нового жизненного цикла. В двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются в месте празднования Йоля, чтобы веселым пиром приветствовать новую жизнь. Это мирное время, когда даже злые духи достойны уважения, приветствия и праздничного угощения.
     Считается, что свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь. Это принесет счастье и удачу в дом. Следующий день считался «днем судьбы». Новое, вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется. Все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше поверье - «как Новый год встретишь, так его и проведешь»).
     Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой Ночи. Кстати, и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

Хогманай

http://s50.radikal.ru/i127/0901/9a/4f2c2d4c732f.jpg

     «Хогманай» - это Новый год в шотландском национальном стиле. Это масштабное событие включает в себя факельные шествия (и вообще всякого рода огненные развлечения), а также разные вечеринки, представления и аттракционы. Самые значительные хогманайские мероприятия проходят на улицах Эдинбурга и Глазго.
     Этимология слова Hogmanay не совсем ясна. Возможно, оно происходит от гэльского «oge maidne», что означает «новое утро». Другие историки считают, что название праздника - англо-саксонского происхождения и изначально писалось как «Haleg Moneth», - «святой месяц». Какой бы ни была правда, очевидно, что «Хогманай» - очень древний праздник, который отмечали еще язычники, предусмотрительно поклонявшиеся среди зимы огню и солнцу. Также он связан и с праздником солнцеворота, который существовал у викингов.
     Главный символ «Хогманая» - это огонь. Считается, что, зажигая его вечером 31 декабря, вы тем самым переносите мудрость из старого года в новый. Также это эффективный способ покончить со всеми черными мыслями и невзгодами прошлого и войти в новый год со свежей надеждой. Логично, что такое большое значение имеют в канун Нового года факельные процессии, верчение «огненных шаров», костры, фейерверки и иллюминация.
     Другие элементы национального колорита - эта народный танец кайли (ceilidh) и так называемая «примета первой ноги» (first-footing), суть которой в том, что процветание семьи в наступившем году зависит от масти первого гостя. Крайне желательно, чтобы это был симпатичный брюнет без заметных физических изъянов, но с кусочком угля. Почему именно темноволосый? Скорее всего, настороженное отношение к блондинам связано с исторической памятью о нашествиях викингов. Ничего хорошего от них ждать, как известно, не приходилось…

Именины отмечают:     Виктор, Владимир, Георгий, Иван, Илья, Марк, Мартин, Михаил, Модест, Николай, Севастьян, Сергей, Фаддей, Фёдор, Вера, Елизавета, Зоя и Софья

0

277

1 января 2009

Новый Год

http://i025.radikal.ru/0901/05/9b673d2dc243.jpg

     Этот яркий и веселый праздник отмечается в разных странах по-разному, однако везде он любим и ожидаем.
Новый 2009 год – согласно восточному календарю – Год Желтого Быка. В восточном календаре Год Быка - второй год 12-и летнего цикла. Согласно легенде, быка выбрали вторым, за его отзывчивость, бесконечную доброту и трудолюбие.
     Бык – скорее консервативный знак, он не терпит нововведений, которые тревожат его спокойный дух. Он молчаливый, сдержанный и медлительный, точный и методичный, под этими внешними признаками скрывается оригинальный ум и интеллект.
     Традиционно принято дарить в Новый год статуэтку животного, символизирующего этот год. В каждом доме в этом году должен быть символ Быка, ведь это обеспечит преуспевание и благосостояние вашей семьи. Хорошим подарком в год Быка будут коробки конфет и мягкие игрушки.
     Обычай праздновать Новый год впервые появился в Месопотамии. По мнению ученых, первый новый год был отпразднован в третьем тысячелетии до нашей эры. Традиция празднования Нового года была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.
     Постепенно обычай праздновать Новый год приобретал все больший размах – иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали эту традицию, от них она перешла к грекам, а уже от греков - к народам Западной Европы.
     Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским), первым днем Нового Года стали считать первый день января. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.

славянский Новый Год

http://s57.radikal.ru/i155/0901/34/38434311cabd.jpg
Ель - Древний символ семьи у Славян

     Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздает подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века.
     Между прочим, в украшении елки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозеленых растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай. Новый год семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных.
     Во время празднования Нового года произносились заклинания на весь будущий год и одновременно с этим производились гадания о будущем. Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 «старцев» руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней в конце старого года и шесть в вначале нового).
     Торжественный цикл новогодних обрядов начинался воспоминаниями о прошлом (пение старинных былин), а завершался гаданиями о будущем. Именно конец святок, знаменитый «крещенский вечерок», считался наиболее удобным временем для вопрошания судьбы.
     Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в которую опускали золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной рельефной зигзаговой линией, идущей вокруг всего сосуда под самым венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий достаточно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных подблюдных песен являлась «слава хлебу». Вода и золото — обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как вода и солнце, обеспечивали древнему славянину урожай.

Новый год - языческие традиции

http://s60.radikal.ru/i169/0901/89/f5b69f30309f.jpg
Ель почиталась за дерево наделенное магическим смыслом

     Встреча Нового года - ритуал, имеющий древнее происхождение. Ель у древних кельтов, и не только у них, почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была очень важна. Дух жил в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа. Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв. Изначально это были человеческие жертвы, затем стали использовать животных.
     Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это были прообразы современных елочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы изменились. Убийства заменили на украшения дарами - яблоками, кусками хлеба, и т.д. Божество не просто задабривали, но и «намекали» на блага, которые празднующие хотели получить в новом году. Рубить живое дерево было запрещено, позволялось только срезать ветки.
     Магические свойства ели и сосны присутствуют в дошедшем до нас ритуале украшения ими гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью. В старину зима ассоциировалась со знаком Сатурна. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В некоторых случаях вместо косы изображался посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. Ему в жертву приносилась девственница (прототип Снегурочки).
     У индейцев «Наваха» сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это одно из имен... дьявола. Появление Деда Мороза с мешком подарков истолковано не верно. Это мешок не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера не дарит, а собирает с людей. Появление в доме дедушки с бородой говорит о том, что в течении года вы что-то ему не доплатили. Таков подлинный смысл древних ритуалов.

Британский Новый Год

http://s43.radikal.ru/i101/0901/ef/9ad54a69e4fa.jpg

     Празднование Нового года в Великобритании отмечается не так торжественно и повсеместно, как в России и странах Европы. Этот праздник более любим в Шотландии, чем в Англии и Уэльсе. Главный зимний праздник в Британии - это Рождество, а Новый год, скорее можно назвать продолжением праздничных рождественских дней.
     В канун Рождества на центральной Трафальгарской площади Лондона устанавливают главную елку страны. Еще в 1841 году в Англии королевой Викторией был издан декрет о разрешении установления главной елки. Последние десятилетия новогодняя елка доставляется из Норвегии в знак благодарности норвежцев за помощь британцев в освобождении Норвегии от нацистских оккупантов во время Второй мировой войны.
     Британцы празднуют Новый год в соответствии с местными, национальными традициями и личными предпочтениями. Молодежь восновном отмечает Новый год на новогодних вечеринках , которые начинаются около 8-ми часов вечера и продолжаются до утра. Также популярны танцевальные новогодние вечера . Любители встречать Новый год на улице при большом скоплении народа собираются на площадях Пикадилли или на Трафальгарской .
     На Новый год люди дарят друг-другу открытки и подарки, но в отличии от рождественской, эта традиция не так широко распространена. Также как и во всем мире, в канун Нового года многие принимают важные для себя решения: в Новом году бросить пить, курить, жить так, как хочется, а не как получается. Но, к сожалению, также далеко не все воплощают свои мечты в жизнь.
     Самая известная новогодняя традиция в Британии - это традиция первого гостя. Если после того, как часы пробьют 12 и возвестят о начале Нового года первым гостем в доме будет молодой человек с темными волосами - год будет удачным. В Англии гость приносит с собой хлеб, уголек, щепотку соли, как символы еды, тепла, благосостояния. Обычно первый гость, войдя в дом, молча проходит к камину- сердцу дома и бросает туда уголек, и только потом звучат поздравления и пожелания. Первого гостя нужно обязательно угостить.
     Британцы чтят семейные традиции, поэтому многие из них встречают Новый год в кругу семьи за празднично накрытым столом. Как в Англии на Рождество подают индейку, так в Шотландии на Новый год готовят хаггис - кулинарную эмблему этой страны. Звучит тост «Your good health!» - За ваше здоровье!

Happy New Year - С Новым годом!

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире)

http://s55.radikal.ru/i149/0901/d5/1685666f9467.jpg

     8 декабря 1967 года римский папа Павел VI установил новый праздник - «Всемирный день мира». У католиков этот праздник называется «День всемирных молитв о мире». В течение нескольких лет его отмечали в первый день каждого нового года.
     17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Всемирный день мира» официальным. Общий лозунг «Всемирного дня мира» таков: «Прости, и ты обретешь мир».
     Борьба с бедностью, построение мира на Земле, ослабление напряженности в международных и межгосударственных отношениях, - это основные темы ежегодных предпраздничных посланий понтификов к верующим.

День Ильи Муромца (авеги Перуна)

http://s49.radikal.ru/i123/0901/3e/4713243bec34.jpg
Три богатыря, в центре могучий Илья Муромец

     Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (многие местные финно-угры по сию пору придерживаются веры предков, а соседи их - луговые марийцы - никогда не были христианами, сохранили жречество).
     За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя - искаженное финское Ильмаринен. Ильмаринен - это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа - карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в XII в., почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами - Ильмаринена, славянами ведической веры - Перуна, либо Ильма, христианами - пророка Ильи).
     В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый. "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)".
     В этот день гадают: очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Как влажнела соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой.
     В этот день русская православная церковь также поминает святого Илью Муромца, мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры. По свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в XVII в., Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в XII в.

День преподобного Илии, чудотворца Муромского

http://s60.radikal.ru/i170/0901/31/ec71451fda11.jpg
Преподобный Илия

     1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха.
     Всю свою жизнь провел Илия в походах, а в конце жизни принял монашеский постриг и затворился в Киево-Печерской лавре. Здесь и покоятся его святые мощи. Правая рука его сложена в кисти троеперстно, левая — пробита копьем.
     В некоторых воинских частях России построены часовни во имя преп. Илии Муромца.
     Именно этот человек был взят как прототип былинного богатыря Ильи Муромца.

День святого мученика Вонифатия

http://s47.radikal.ru/i118/0901/ed/68668b83e6d8.jpg
Святой мученик Вонифатий

     Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305).
     Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.
     В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?». Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.
     В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.
     Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.
     Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.
     Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.
     Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.

Именины отмечают:     Григорий, Илья и Тимофей

0

278

2 января 2009

День Святого Бертольда в Швейцарии

http://i037.radikal.ru/0901/06/f35ddd1ab12f.jpg
День после новогоднего праздника

     День после новогоднего праздника - День святого Бертольда - отмечается в честь основания Берна. Столица страны – Берн - была основана в 1191 году по приказу герцога Бертольда Пятого Церингерского, правителя Бургундии.

http://s58.radikal.ru/i160/0901/6c/f0f541f4ac5e.jpg
Символ Берна

     Город был заложен на берегу реки Ааре для того, чтобы защитить западную границу владений герцога. Бертольд объявил всем, что новое поселение получит имя первого животного, которого он подстрелит. Поразительно, но столица Швейцарии запросто могла бы сейчас носить имя перепелки или косули. Однако герцог убил медведя. Город получил имя Берн от немецкого ber - медведь.
     Медведь вскоре стал неизменным изображением на гербах, а местных жителей постоянно сравнивали с медведями: мол, эти бернцы такие же увальни, как и их символ. Однако сами бернцы полагают, что это от зависти: когда-то их кантон был самым большим и сильным в конфедерации.

89 лет назад (1920) родился Айзек Азимов

http://s42.radikal.ru/i095/0901/9b/ab6fca6a7bc8.jpg

     Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Шумячского района на Смоленщине. Когда Айзеку было три с половиной года, его семья уехала в США. В 1939 году окончил Колумбийский университет по специальности «биохимия», читал лекции в ряде американских университетов. Автор научных трудов в области химии, а также многочисленных книг научно-популярного жанра на разнообразную тематику: солнечная система и теория чисел, химические элементы в природе и космос, генетика и физика, история биологии и происхождение вселенной, ядерная физика и алгебра.
     Перу Азимова принадлежат труды и в гуманитарных областях - древней истории, античной мифологии, шекспироведении.
     В области научной фантастики Азимов активно работал с начала 1950-х годов. Известные его произведения - сборник рассказов «Я - робот», философский роман «Конец вечности», сборник «Путь марсиан». Рассказывая о достижениях науки, Азимов делает прогнозы на будущее: «Источники жизни», «Царство солнца». Выступал как публицист, социолог, футуролог. В 1979 году опубликовал автобиографическую книгу «Память все еще свежа», за ней последовало продолжение - «Неутраченная радость». Книги Азимова переведены на многие языки.
     В ночь с 5 на 6 апреля 1992 года Айзек Азимов скончался от сердечной и почечной недостаточности в больнице университета Нью-Йорка в возрасте 72 лет. Им издано более 400 книг, среди которых стихотворные сборники, комментарии к Библии и, конечно, фантастика.

Именины отмечают:     Даниил, Иван и Игнатий

0

279

3 января 2009

День памяти Княгини Ольги

http://s41.radikal.ru/i091/0901/c1/4764632019f4.jpg
Равноапостольная княгиня Ольга

     О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. Принята версия, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги.
     Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. И начал князь говорить ей нескромные речи. Но девушка твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены.
     В 945 году князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский стол - они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем - послали к Ольге своих послов.
     Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними - одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых - 5000 человек).
     А в следующем, 946, году, Ольга вместе с малолетним Святославом отправилась в поход на древлян. Осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, они бросились бежать из города. Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями - одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью».
     Столь жесткое поведение княгини Ольги показывает нам методы разрешения конфликтов, характерные для русов, - они придерживались правила «кровной мести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Даже эти разные способы разрешения конфликтов у древлян и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и древлян сохранялись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества.
     Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 году вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).
     Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь».
     Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

117 лет назад (1892) родился английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин (Толкиен) (Tolkien J. R. R.)

http://s51.radikal.ru/i131/0901/c2/164641ebe26f.jpg

     Джон Рональд Руэл Толкин (1892–1973) – английский писатель, филолог-лингвист, один из основоположников литературного жанра фэнтези, классик мировой литературы XX века и один из самых читаемых авторов в мире.
     Родился 3 января 1892 г. в Блумфонтейне (Оранжевая республика, ныне ЮАР). В 1895 г. Толкин вместе матерью и братом вернулся в Англию. В двенадцать лет остался сиротой и рос под присмотром своего духовника. Окончил Оксфордский университет. Принимал участие в Первой мировой войне. С 1925 г. и до выхода на пенсию (в 1959 г.) проработал в Оксфорде профессором английского языка и литературы и заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.
     Как ученый известен, прежде всего, составлением словаря среднеанглийского языка, редактированием и комментированием изданий текстов англосаксонской литературы (эпической поэмы «Беовульф»), переводами на современный английский язык средневековых рыцарских романов («Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»), эссе «О волшебных историях», в которой изложил и обосновал собственную концепцию мифопоэтики.
     Вместе со своими друзьями и коллегами К. С. Льюисом, Ч. Уильямсом, О. Барфилдом Толкиен основал литературное общество «Инклингов» («The Inklings»). Первая художественная публикация – стихотворение «Битва на восточной равнине» (1911). Книга «Хоббит, или Туда и обратно» (1937), которая первоначально возникла как произведение для семейного круга и почти случайно попала в печать, неожиданно завоевала широкую популярность среди читателей всех возрастов.
     Слава к Толкину-писателю пришла после выхода в свет пенталогии о «Средиземье»: волшебная сказка «Хоббит, или туда и обратно», роман «Властелин колец» и смоделированный цикл эльфийских преданий «Сильмариллион». В 1972 г. Толкин был награждён Орденом Британской империи. Скончался 2 сентября 1973 г.
     Произведения Толкина многократно издавались и переиздавались многомиллионными тиражами, переведены на десятки языков мира. По ним пишутся литературоведческие и культурологические исследования, защищаются диссертации, публикуются справочники и энциклопедии.
     «Властелин колец» только с 1954 по 1966 год выдержал пятнадцать изданий как в Англии, так и в Соединенных Штатах. Первый перевод «Властелина колец» на русский язык, выполненный пермским филологом Александром Грузбергом, появился в самиздате в 1976 году. История Кольца Всевластья послужила основой множеству мультфильмов, телевизионных и театральных постановок, компьютерных игр и комиксов. Тысячи людей по всему миру ежегодно собираются для участия в ролевых играх, основанных на сюжетах Толкина. Выход на мировые киноэкраны трехчастной эпопеи «Властелин колец» режиссера Питера Джексона поднял новую волну интереса к творчеству Толкина.
     После опубликования переводов сочинений Толкина в соответствующих странах стихийно образовывались общества поклонников писателя, развитого им жанра или отдельных персонажей «Властелина колец». Такие слова, как «хоббит» или «гоблин» давно вошли в словари европейских языков, в том числе с 1990-х годов - в словари русского языка. Толкин традиционно считается одним из родоначальников жанра «фэнтэзи» - волшебной фантастики.
     

Именины отмечают:     Михаил, Никита, Петр и Прокофий

0

280

4 января 2009

366 лет назад (1643) родился Исаак Ньютон

http://i047.radikal.ru/0901/93/06b1dd312883.jpg

     Исаак Ньютон - выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики. Родился 4 января 1643 года в Вулсторпе. Окончил Кембриджский университет (1665). В 1669-1701 годах возглавлял в нем кафедру. С 1695 года - смотритель, с 1699 - директор Монетного двора. Член Лондонского королевского общества (1627) и его президент с 1703 года.
     Работы Ньютона относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Автор фундаментальных трудов «Математические начала натуральной философии» и «Оптика». Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики. В его честь названа единица силы в Международной системе единиц - ньютон. По словам А.Эйнштейна,
«Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «... оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом».
Русский физик С.И.Вавилов писал:
«Ньютон заставил физику мыслить по-своему, «классически», как мы выражаемся теперь... Можно утверждать, что на всей физике лежал индивидуальный отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе».
     На могильной плите Ньютона, похороненного в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве, высечено:
«Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который почти божественной силой своего ума первые объяснил с помощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особенности цветов, каких до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь природы, древностей и священного писания, он прославил в своем учении Всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода».

224 года назад (1785) родился Якоб Гримм (1785-1863)

http://s45.radikal.ru/i107/0901/fc/27d6dbafe87a.jpg

     Братья Якоб и Вильгельм Гримм родились в Ханау, под Франкфуртом-на-Майне: Якоб - 4 января 1785 года, Вильгельм - 24 февраля 1786 года. Окончив среднюю школу в Касселе, поступили на юридический факультет Марбургского университета. В 1808 году Якоб стал личным библиотекарем Жерома Бонапарта, тогдашнего короля Вестфалии, а восемь лет спустя был назначен вторым библиотекарем в Кассель, в ту же библиотеку, где его брат служил секретарем. Здесь они работали до 1829 года, отдавая свободное время филологии и собиранию волшебных сказок и легенд. В 1830 году братья начали преподавать в Геттингенском университете, однако в 1837 году были уволены, подписав протест университетской профессуры против ущемления конституции курфюрстом Ганноверским. В 1840 году новый прусский король Фридрих Вильгельм IV назначил братьев членами Берлинской академии наук. С 1841 года братья Гримм - профессора Берлинского университета и члены Прусской Академии наук.

http://s53.radikal.ru/i142/0901/a9/72dc28f8379b.jpg
Якоб и Вильгельм Гримм

     Близкие к немецким романтикам, братья Гримм опубликовали средневековые тексты: «О старонемецком майстергезанге» (1811), «Цветник роз» (1836), «Бедный Генрих» (1815), «Рейнеке-Лис» (1834), исследование «Германские героические сказания» (1829). Большой заслугой братьев явились издания «Детские и семейные сказки» и «Немецкие предания», обогатившие немецкую и мировую литературу. Братья Гримм настаивали на точной записи текстов сказок, стремясь сохранить своеобразие народной фантазии и языка устного повествования. В примечаниях к сказкам исследователи приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов. В духе своих романтических идей они объясняли сходство сюжетов наличием общего «прамифа», общим наследием от единого предка. Для изучения истории немецкого языка важное значение имели лингвистические работы Якоба Гримма «История немецкого языка» и «Немецкая грамматика».

299 лет назад (1710) родился Джованни Баттиста Перголези

http://i065.radikal.ru/0901/27/fd552f2b0b8b.jpg

     Джованни Баттиста  Перголези (настоящая фамилия Драги) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона). Едва достигнув тринадцати лет, поступил в неаполитанскую консерваторию «Деи повери ди Джезу Кристо», где учился игре на скрипке у Ф.Санти и Д.Маттеи. Позднее занимался в консерватории Неаполя у Г.Греко, Ф.Дуранте и Ф.Фео.
     Уже в 20-летнем возрасте Перголези был автором двух ораторий, а в 1731 году была исполнена его первая опера «Саллюстия». Эта опера и три последующие прошли незамеченными. В 1732 году по заказу городского управления Неаполя он написал «Торжественную мессу», сделавшую имя автора известным по всей стране. Для Неаполя же Перголези  продолжал писать оперы-сериа, а также интермедии к ним. В 1733 году здесь была поставлена его опера «Гордый пленник» с комедийной интермедией «Служанка-госпожа», обессмертившей имя ее автора.
     «Служанка-госпожа» Перголези оказала влияние на дальнейшее развитие оперы-буфф, а также французской комической оперы. В 1752 году с огромным успехом опера была показана в Париже. Под впечатлением этого спектакля Жан Жак Руссо написал своего «Деревенского колдуна».
     Духовные произведения  Перголези  принадлежат к его лучшим сочинениям; среди них «Магнификат» и особенно «Stabat mater» для двух женских голосов в сопровождении струнного оркестра и органа. Последним произведением  Перголези  была опера «Фламиний».
     Умер Джованни Перголези 16 марта 1736 года в Поццуоли, близ Неаполя. Его почитатели сожалели о столь ранней утрате. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквях Италии исполнялась его духовная музыка. На темы Перголези Стравинский написал балет «Пульчинелла».

75 лет назад (1934) родился Зураб Константинович Церетели

http://i078.radikal.ru/0901/b0/3a22744aacfa.jpg

     Зураб Церетели родился в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. Следующие семь лет работал художником - архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с П.Пикассо и М.Шагалом, которые высоко оценили работы молодого мастера.
     С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров. География его монументальных работ охватывает территорию 11 стран мира - США, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия, Франция и т.д. Наиболее известные монументальные работы: комплекс на курорте Пицунда, монументальные работы для Дворца культуры в Тбилиси, оформление Тбилисского автовокзала; горельеф «Легенды Крыма» на фасаде гостиницы «Ялта» (медь); монумент «Счастье детям мира» в Брокпорте (США); монумент «Прометей» - «Наука, образование - миру» - посвящен студенчеству, установлен перед зданием Брокпортского университета (штат Нью-Йорк, США); оформление киноконцертного зала горельефным фризом из меди «Гимн человеку» и создание бассейна-фонтана с мозаичным покрытием;  монумент «Человек и Солнце»; монумент «Разрушить стену недоверия» (Великобритания); монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция); скульптурная композиция «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания).
     После нападения террористов на Нью-Йорк в 2001 году Церетели предложил американцам проект увековечения памяти жертв терактов под условным названием «Слеза». 11 сентября 2006 года в Нью-Йорке был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели - дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов.  Высота памятника превышает 30 метров, вес - более 170 тонн. Он представляет собой расколотую бронзовую плиту, символизирующую рухнувшие «башни-близнецы». Внутри трещины подвешена 12-метровая стальная капля - слеза. В Северную Осетию Церетели привез эскиз двадцатиметрового памятника детям Беслана, превращающимся в ангелов (жителями Беслана был выбран проект скульптурной композиции «Древо скорби» скульптора Алана Карнаева). Пострадавшие от цунами тайцы увидели предназначенный им проект Церетели: Древо Жизни, смываемое гигантской волной.

     

Именины отмечают:     Дмитрий, Федор, Анастасия и  Анжела

0


Вы здесь » АРАБЕЛЛА » События, праздники, поздравления » День Сегодняшний