14 октября 2008
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы
Покров пресвятой Богородицы празднуется Святой Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю.
Христианские историки говорят о том, что почти шестьсот лет назад на греческую империю напали сарацины, неприятель был силен, и грекам угрожала большая опасность. В то время и произошло чудное явление Матери Божией. Случилось это во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Древнейшее изображение праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Златых Суздальских вратах
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению.
«Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.
Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события. С этого времени на Руси празднуется праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который относится Русской православной церковью к числу великих. В этот день верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати.
По народному календарю Покров связывали с приходом зимы. К этому времени оканчивались все основные сельскохозяйственные работы. До Покрова сельчане берегли засохшие ветки яблони. Считалось, если сжечь их именно в этот день, то всю зиму в доме будет тепло. По тому, какая погода на праздник Богородицы, люди судили о будущей зиме: снег на Покров - это предвестник снежной и холодной зимы. Кроме того, с 14 октября в деревнях начинали играть свадьбы. В этот день девушки-невесты считали своим непременным долгом сходить в церковь и поставить свечку к образу Богородицы. В честь праздника Покрова в России воздвигнуто множество храмов. Самые известные из них - храм Покрова на Нерли (первый Покровский храм на Руси) и замечательный памятник русской церковной архитектуры, один из символов Москвы - храм Покрова на Рву, который называется также храмом Василия Блаженного. Главный его престол освящен именно в честь праздника Покрова, так как в этот день царем Иваном Грозным была взята Казань.
Покров Пресвятой Богородицы
843 года назад (1165) построен Храм Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Он построен в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав - сын князя Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Храм был посвящен празднику Покрова Богородицы. Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.
Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда. Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов храм Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.
Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов - эмблема владимирской княжеской династии. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую. Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России. Внесено в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Покровские храмы Руси
В Грузии отмечается христианский праздник Светицховлоба
Патриарший собор Светицховели
14 октября в Грузии отмечают большой религиозный праздник - Мцхетоба-Светицховлоба, посвященный Хитону Господню и Столпу Животворящему, источающему чудотворное миро. Святыни, по преданию, находятся в Кафедральном соборе Светицховели в Мцхета (древней столице Грузии недалеко от Тбилиси). Этот день является в Грузии нерабочим, он приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Светицховлоба отмечается также 13 июля, когда христианский мир празднует Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов Христовых, которым посвящен и мцхетский храм. Как известно из Священного предания Грузинской православной церкви, еще в I веке мцхетский раввин Элиоз выкупил в Иерусалиме у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии, которая, взяв в руки эту святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству. Когда равноапостольная Нино - христианская просветительница Грузии в IV веке - принесла благую весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь сияющий и блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекала благовонная мирра.
От светоносного столпа, названного Животворящим (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений. На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь двенадцати апостолов Христовых, которая в XI веке была перестроена в величественный собор Светицховели. Таким образом, главный собор Грузинской церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня. Все главные церковные события Грузинской церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом соборе. После торжественного молебна в честь Светицховлоба обычно проводится массовое крещение у слияния рек Арагви и Куры, ставшее составной частью праздника. По примеру предков в этот день приезжают с разных концов страны люди, чтобы крестить в реке своих детей или креститься самим. Это таинство осуществляют священники, прибывающие сюда из разных епархий Грузинской православной церкви.
День украинского казачества
Мемориал украинским казакам
Формирование украинской нации произошло в XII—XV вв. на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав Киевской Руси (IX—XII вв.). На основе древнерусской народности сформировались три восточнославянских народа — украинский, русский и белорусский. Начиная с XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца XV века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном украинцев.
В XVI—XVII вв. в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская нация существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение особых войсковых формирований - казачества (XV век), создавшего государство (XVI век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев.
С начала возрождения казачества на Украине подписаны президентом Украины указы: «О координационном совете Украинского козацтва», «О национальной программе развития Украинского козацтва на 2002-2005 гг.» и, конечно же, «О дне Украинского козацтва».
Трудно переоценить роль казачества в истории украинского народа.
Международный день стандартизации
Эмблема международной организации по стандартизации (ISO)
В этот день в 1946 году в Лондоне открылась конференция национальных организаций по стандартизации. 25 стран, включая СССР, были представлены 65 делегатами. Результатом их работы стало учреждение новой Международной организации по стандартизации - ISO (от греческого слова isos - равный).
В 1970 году Президент ИСО господин Фарук Сунтер (Турция) предложил 14 октября отмечать как Международный день стандартизации, чтобы подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики.
Справка. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. Объекты стандартизация - конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, промышленном и с.-х. производстве, строительстве, транспорте, культуре, здравоохранении и др. сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.
Стандартизация существенно влияет на темпы развития и уровень производства. Базируясь на последних достижениях науки, техники и практического опыта, стандартизация во многом не только определяет достигнутый уровень производства, но и является одним из стимулов прогресса науки и техники.
Суккот (Праздник кущей)
Праздничный шалаш
Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрей) и продолжается 7 дней, это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют особый ритуал - «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.
В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники - Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
45 лет назад (1963) родился Валентин Абрамович Юдашкин
Валентин Юдашкин родился 14 октября 1963 года в поселке Баковка Одинцовского района Московской области. В детстве увлекался фигурным катанием и рисованием. В 1986 году закончил с отличием Московский индустриальный техникум, защитив сразу два диплома: «История костюма» и «Макияж и декоративная косметика». Через год на сцене Дома культуры издательства «Правда» показал свою первую коллекцию одежды. В 1988 году создал фирму «Vali - Мода». В 1991 году в первый раз вывез собственную коллекцию от кутюр за границу - на Неделю высокой моды в Париже. Она называлась «Фаберже» и имела огромный успех. В 1993 году в Москве открыл Дом моды Valentin Yudashkin. У дизайнера появился собственный демонстрационный зал. В том же 1993-м году создал форму для олимпийской команды России на зимней Олимпиаде в Лиллехаммере, через два года - для Летних олимпийских игр в США.
За годы существования Дома моды Валентин Юдашкин создал больше 20 коллекций от кутюр. Его модели хранятся в Лувре, Государственном историческом музее Москвы, Калифорнийском музее моды и др. Валентин Юдашкин - первый и пока единственный за всю историю российской моды дизайнер, удостоенный чести быть принятым в 1996 году в статусе члена-корреспондента в самую престижную организацию моды - Синдикат Высокой моды Парижа. Это дает право его Дому называться Домом Высокой моды (Haute Couture). Премьерный показ каждой своей новой коллекции Валентин Юдашкин устраивает в Париже, во время Недели Высокой моды. Все годы своего существования Дом моды «Валентин Юдашкин» занят созданием коллекций класса Haute Couture. За это время были созданы коллекции «Русь изначальная», «Петровский бал», «Фаберже», «Музыка», «Натюрморт», «Фрески», «Екатерина Великая», «Балет», «Райские птицы», «Рождественский сон», «Врубель», «Немое кино», «Русский модерн», «Анна Каренина», «Конец века», "Show me love", «Импрессионисты».
Именины отмечают: Александр, Георгий, Иван, Михаил, Петр, Роман и Вера