30 сентября 2008
День Cвятых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера, Надежда Любовь и мать их София
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.
Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», - сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Всеукраинский День библиотек
Всеукраинский День библиотек отмечается 30 сентября с 1998 года.
Первые библиотеки в Киевской Руси стали открываться при церквях и монастырях после принятия в 988 году христианства. Самой большой и богатой в то время была библиотека Софии Киевской, основанная в 1037 году Ярославом Мудрым. В целом в библиотеке насчитывалось до 900 томов рукописных книг – грандиозное для средневековья количество. Книги, которые выходили из мастерских Софийского собора, стали основой других библиотек, в частности огромной библиотеки Печерского монастыря, которая с конца ХІ в. стала крупнейшим центром культурной жизни Киевской Руси.
Во время монголо-татарского нашествия книги погибали в войнах и пожарах. С тех времен сохранились считанные экземпляры библиотеки Софии. Самые известные: Рейнское евангелие (которое дочка Ярослава Мудрого Анна вывезла во Францию из Киева). На этой книге приносили клятву французские короли, а в настоящее время дают клятву президенты Франции, Остромирово евангелие (1056-1057), два Изборника 1073 и 1076 гг., Мстиславово евангелие XII в.
В Западной Украине активное библиотечное движение начинается с создания Галицко-волынского княжества (приблизительно с ХІІІ в.). При дворе князя Владимира Васильковича - книжника и философа - существовала огромная книжная мастерская.
С появлением книгопечатания в середине XV в. происходят большие изменения во всем европейском книгоиздании и, конечно, библиотечном деле. Значительное развитие библиотеки приобрели в XVI в., большие книгохранилища появились при школах в Остроге и во Львове. В XVII в. организована библиотека Киевской академии. В XVIII в. значительные библиотеки имели зажиточные благородные роды, казацкая старшина, епископы, монастыри, разные школы.
Во второй половине ХІХ – в начале ХХ в. в Западной Украине, которая входила на то время в состав Австро-Венгрии, действовала сеть культурно-образовательных ячеек «Просвіта». Это общество уже в 1914 год имело по всему краю 78 филиалов, 2944 читальни. В 1914-ом собственные читальни действовали в 75% украинских населенных пунктов Галичины, в 1939-ом сетью филиалов и читален «Просвіти» было охвачено 85% западноукраинских земель.
В советские времена библиотечное дело стало частью государственной политики.
Сегодня в Украине насчитывается около 40 тысяч библиотек. Среди ведущих – Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, Национальная парламентская библиотека Украины, Государственная библиотека Украины для детей, Государственная историческая библиотека Украины и другие.
Количество библиотечных работников превышает 52 870.
Услугами книгохранилищ пользуются более 17 миллионов 490 тысяч читателей.
Международный день переводчика
«Почтовые лошади прогресса» - так Александр Пушкин окрестил профессию переводчиков, значение которой в жизни всего человечества со времен разрушения Вавилонской башни огромно, хоть и незаметно.
Только в 1991 году у переводчиков появился свой профессиональный праздник: Международная Федерация Переводчиков (FIT) провозгласила 30 сентября Международным днем переводчиков. Эта дата выбрана неслучайно, в этот день 30 сентября 420 года умер Иероним Стридонский, один из четырех латинских отцов Церкви, писатель, историк, переводчик.
Иероним Стридонский является покровителем переводчиков. Он был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю.
Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом. Здесь он изучал еврейский и халдейский языки и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей». В пустыне он несколько раз слышал трубы, возвещающие Страшный Суд. В западноевропейской живописи он часто изображается слушающим ангелов, трубящих в трубки над его головой.
В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. Именно здесь в течение долгих лет он переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Одиннадцать столетий спустя его версия была провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст Священного Писания (Вульгата). Кроме того, считается, что Иероним был создателем глаголицы.
Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. В бесчисленных картинах святой Иероним изображается ученым, сидящим в келье, пишущим, рядом лежит лев.
День Интернета в России
Международный День Интернета пытались ввести несколько раз в разные даты, но ни одна из них так и не стала традиционной. В России прижилась дата 30 сентября. А все началось с того, что московская фирма «IT Infoart Stars» разослала фирмам и организациям предложение поддержать свою инициативу, состоящую из двух пунктов: назначить 30 сентября «Днем Интернета», ежегодно его праздновать и провести «перепись населения русскоязычного Интернета». На тот момент количество пользователей достигло 1 млн. человек.
В 1998 году Всемирный день Интернета санкционирован Папой Иоанном Павлом II. Святой покровитель Интернета пока еще не утвержден официально, хотя с 2000 года временную протекцию Сети оказывает Исидор Севильский, испанский епископ, живший в 560-636 годах. Его считают первым энциклопедистом, который оказал значительное влияние на историю Средних веков. Поэтому во многих странах мира праздник Сети отмечается 4 апреля – в день вознесения святого Исидора Севильского.
Во многих странах существуют также национальные Дни Интернета. Обычно они приурочены к каким-то событиям, связанным с введением Интернета в этой стране.
Кроме того, 27 января мировое сообщество отмечает «Международный день БЕЗ Интернета». Организатором этого праздника являются энтузиасты по всему миру, проводящие свои идеи через онлайновое сообщество «Do Be».
День Святого Григория, Просветителя Армении
Святой Григорий Просветитель
Святой Григорий Просветитель (III-IV вв.) - первый епископ (католикос) Армении.
Его отец был подкуплен персами, убил армянского царя Хосрова, и за это был казнен. Всю семью убийцы ожидала та же участь. Спасся только самый младший - нареченный вскоре при крещении Григорием. Кормилица-христианка успела унести мальчика в Кесарию Каппадокийскую, где тот крестился и получил христианское воспитание.
Когда Григорий вырос, чтобы загладить позор своего отца, он поступил на службу к сыну убитого им царя - Трдату. Когда Трдат узнал, что Григорий христианин, то приказал жестоко мучить его, а потом бросить в ров на голодную смерть. Однако, одна благочестивая женщина подкармливала Григория, и так он прожил во рву 13 лет.
К этому времени царя Трдата охватило безумие. Исцелил его Григорий. После этого чуда царь Трдат крестился сам и в 301 г. придал христианству статус государственной религии. А св. Григорий получил сан епископа и прочно утвердил христианство в Армении. В 331 г., незадолго до своей кончины, св. Григорий передал епископскую кафедру своему сыну, и удалился в уединение. Еще многие поколения католикосов Армении происходили из славного рода св. Григория Просветителя. До сих пор Армянскую Апостольскую Церковь в честь этого святого называют еще Григорианской.
Согласно древней легенде, св. Григорий Просветитель установил на вершине Арагаца (Алагеза) вечную лампаду, источник света и надежды. В тяжелые моменты своей истории взоры армян устремляются к Арагацу и это придает им сил и надежды.
Ид уль-фитр (Рамадан-байрам) - Праздник разговенья
Когда завершается священный месяц Рамадан наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся праздник разговения Ид уль-фитр (тюрк. Ураза-байрам, Рамадан-байрам).
Для каждого верующего праздник – это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина – это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.
Ураза-Байрам - один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник, знаменующий завершение священного месяца Рамадан, принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. За четыре дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести себя в порядок. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи». Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству.
Также перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение. В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим, что пост «действительно» окончен. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Садакат-уль-Фитр. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза.
Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году. После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких, затем идут в гости к своим родственникам. В эти дни родственникам по возможности нужно держаться вместе, еще более сплотиться. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. И все это время звучит музыка, люди смеются, поют и танцуют до глубокой ночи.
Рош ха-Шана
Звук шофара (бараний рог) призывает: Очнитесь те, кто дремлет...
Еврейский праздник Рош ха-Шана - день Нового Года и начало Судных дней. Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. Согласно традиции, в начале нового года Всевышний вершит суд над людьми, размышляет о бренности человеческой жизни: кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Поэтому в первые десять дней месяца тишрей, которые называются Днями Трепета, все верующие совершают покаяние за содеянные грехи. Во время утреннего собрания в синагоге в эти дни трубят в шофар (бараний рог). Звук шофара призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».
Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслируемый с помощью электроники.
Звуки шофара должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, которые читают молитвы покаяния и совершают обряд ташлих (евр. «бросать») - «стряхивания» с одежд совершенных прегрешений в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».
Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. В день Нового года в синагоге на всех собравшихся светлые нарядные одежды. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в наступающем году. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Все блюда вечерней трапезы в Рош ха-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу - символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) - чтобы быть «во главе», а не в хвосте - знак первенства, успеха и процветания;
морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, принес здоровье и достаток;
овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай;
жирное мясо и различные деликатесы;
яблоки и мед - в начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед - чтобы год был «сладким» и счастливым. Во время праздника не едят ничего кислого или горького.
100 лет назад (1908) родился Давид Федорович Ойстрах
Давид Ойстрах родился в 30 сентября 1908 года в Одессе в семье купца второй гильдии. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года - в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. Еще будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижер. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова под управлением автора. В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре переехал туда на постоянное место жительства. В 1935 году скрипач победил на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Два года спустя Ойстрах выиграл Конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе, к нему пришла мировая известность.
В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.
После окончания войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946-1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Сибелиуса, Элгара, Уолтона и написанный специально для него концерт Хачатуряна. Ойстраху же посвящен Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.
C 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 года - профессор), среди его учеников были его сын Игорь Ойстрах, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Семен Снитковский, Олег Каган и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 годы) конкурсах имени П.И.Чайковского.
Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличало виртуозное владение инструментом, техническое мастерство, яркое и теплое звучание инструмента. Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижера. В его репертуар входили классические и романтические сочинения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Ойстраху посвящен ряд сочинений Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Вайнберга.
Давид Федорович Ойстрах умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именины отмечают: Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Мирон, Вера, Надежда, Любовь и Софья