16 августа 2008
День любви
это приятный повод поздравить любимого человека
и (или) предложить руку и сердце
День любви, Ту бе-Ав не относится к общепринятым еврейским праздникам, скорее, как и день Святого Валентина у христиан - это приятный повод поздравить любимого человека и (или) предложить руку и сердце.
Об истории праздника прекрасно написал Меир Левинов:
Пятнадцатое Ава - день объединения народа
1. Празднование 15 Ава в древности
15-е число месяца ав помечено в еврейском календаре как праздничный день. Собственно, этой пометкой праздничные мероприятия и ограничиваются: никаких особых обычаев, ничего необыкновенного, обычный рабочий день, разве что молитва в синагогах несколько короче - из нее исключаются покаянные тексты. И это все.
А ведь когда-то «...не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях - одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда».
Праздник этот существовал с глубокой древности. Еще до установления в Израиле царства, еще до завоевания Иерусалима - уже тогда девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории и народ скорее походил на коалицию двенадцати «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, - чтобы земля не переходила во владение другого колена и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого. Все это помогало сохранить этническую обособленность каждого колена, его обычаи и традиции, - но одновременно не позволял слиться народу Израиля в единое целое.
2. Межобщинные браки - путь к объединению колен в единый народ
Местом встречи колен в то время был Храм в Шило, куда собирались все колена Израиля на установленные Торой праздники. Там старейшины колен обсуждали дела, там заключали договоры и принимали совместные решения. Собственно, именно Храм в Шило и встречи там объединяли колена в единый союз. Однако союз на уровне руководства еще не делает народ единым целым. Что бы ни думало руководство, народ объединяется в единое целое совсем не по постановлениям сверху. И даже общее прошлое не способно построить единый народ.
Пятнадцатое Ава - праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда, - именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом. И именно в этот день старейшины Израиля постановили отменить все ограничения на межколенные браки.
Все исторические события, связанные с днем 15 Ава, - это события, объединяющие народ Израиля. Отмена ограничений на межколенные браки положила начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ. Ибо самое главное в национальном единстве - это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену.
3. 15 Ава - день исправления политических ошибок
В свое время благодаря традиции 15 Ава удалось также справиться с последствиями тяжелой гражданской войны, в которой все колена объединились против колена Биньямина, постановив, что за грехи биньямитян «имя их следует стереть из-под неба». Поставленную задачу колена, к сожалению, выполнили практически полностью: они уничтожили города Биньямина, всех девушек его забрали в плен и поклялись не выдавать своих дочерей за тех, кто выжил. Все же в конце концов колена передумали; но, не желая прямо нарушить данную ими клятву, они вспомнили о празднике 15 Ава и послали остаткам Биньямина такое сообщение: «15 Ава, когда девушки выйдут на гуляния в виноградники Шило, приходите, крадите их и женитесь». (Понятно, что в те годы в виноградники выходили только те девицы, которые хотели быть украденными).
Другое историческое событие, связанное с 15 Ава, - это отмена пограничной стражи между двумя еврейскими государствами древности, Северным и Южным царствами. После распада царства Соломона первый царь Северного царства счел необходимым установить на границе стражу - с тем, чтобы евреи с Севера не ходили в праздники на Юг, в Иерусалимский Храм. Решение чисто политическое, принятое из желания предотвратить религиозное влияние Южного царства на подданных Северного, на практике вело к разделению народа. Но последующие цари Северного царства отменили это постановление, с тем чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, чтобы евреи оставались единым народом.
4. Там, где не может объединить опасность, может объединить любовь
Вряд ли случайно то, что объединяющий праздник 15 Ава расположен в календаре сразу после дня траура по разрушенному Храму - дня, с которого началось изгнание и в который народ Израиля был вновь разбросан по разным концам света, вновь разделилися на отдельные общины. Именно Девятое Ава привело к нынешней ситуации в Израиле, когда евреи представляем собой монолитный народ для взгляда извне, но внутри страны про всякого израильтянина первое, что выясняется, - это его принадлежность к той или иной общине: марроканцев, русских, йеки, курдов и так далее. К этнографическим различиям добавляются политические лагеря, а к ним - размежевания религиозные.
События последних десятилетий показали, что сегодня народ Израиля не способна объединить даже внешняя опасность. Более того, она стала причиной одного из самых серьезных расколов в израильском обществе. Но если даже опасность не объединяет, то может быть, сможет объединить любовь? Нет, не та, о которой охотно говорят политики, призывая любить всех и вся, а самая обычная любовь, когда парни и девушки из разных общин и разных политических лагерей встречаются, знакомятся, женятся и рожают детей. Сегодня это, пожалуй, единственная надежда на объединение разобщенного евейского народа.
ссылка
21 год назад (1987) умер Андрей Александрович Миронов
Андрей Миронов родился в Москве 8 марта 1941 года (на свет Андрей появился 7 марта в 22 часа 30 минут, но отец уговорил дежурный персонал роддома изменить дату рождения на 8 марта) в семье известных эстрадных актеров Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера. В 1962 году, после окончания театрального училища имени Б.В.Щукина, он был принят в труппу Московского театра Сатиры, в котором играл до последних дней своей жизни. «Театр для меня - каждодневный увлекательный труд. Здесь мои учителя, друзья, мое рабочее место. Без театра не мыслю свою жизнь», - сказал он, будучи уже известным актером.
Дебютировал в кино еще студентом, сыграв маленькую роль в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». Два следующих фильма - «Мой младший брат» и «Три плюс два». Наиболее известные работы в кино - «Бриллиантовая рука», «Соломенная шляпка», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин», «Человек с бульвара Капуцинов». В театре - «Женитьба Фигаро», «Горе от ума», «Трехгрошовая опера», «Клоп». В 1973 году дебютировал в качестве театрального режиссера спектаклем «Маленькие комедии большого дома», поставил также «Феномены», «Прощай, конферансье», «Тени». Лучшей режиссерской работой Андрея Миронова считается спектакль «Бешеные деньги», который с успехом идет на сцене Театра Сатиры.
В августе 1987 года Андрей Миронов уехал в Ригу, куда собирался на летние гастроли Театр Сатиры. В это время здесь странным образом собрались все близкие Андрею люди: мама Мария Владимировна, первая жена Елена Градова с дочерью Машей, близкие друзья. Миронов даже сам удивлялся этому стечению обстоятельств: «Не хватает только брата Кирилла». 14 августа играли спектакль «Женитьба Фигаро». За десять минут до конца спектакля, во время финального монолога Фигаро, на фразе «то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтенье мне...», Андрей Миронов отступил назад, оперся рукой о беседку и стал оседать... Его друг и партнер Александр Ширвиндт (исполнитель роли Графа) подхватил его и на руках унес за кулисы, крикнув: «Занавес!». Андрей Миронов был доставлен в местную больницу, где через два дня, не приходя в сознание, скончался. Он умер от кровоизлияния в мозг в результате разорвавшейся аневризмы аорты. Вдоль железнодорожных путей, по которым поезд вез в Москву тело актера, стояли тысячи людей и бросали под колеса цветы.
20 августа 1987 года Андрей Миронов был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В московском Театре Сатиры, который возглавил ныне друг Андрея Александр Ширвиндт, поставлен спектакль о Миронове - «Андрюша». Имя Андрея Миронова присвоено ежегодному фестивалю актерской песни, который дает возможность реализоваться молодым, талантливым, музыкально одаренным российским актерам.
74 года назад (1934) родился Пьер Ришар
Пьер Ришар - лучший на сегодняшний день комик Франции. Настоящее его имя - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей. Родился 16 августа 1934 года. Один из его дедов был аристократом, другой - браконьером. Родители его развелись, и мальчик всю жизнь ощущал некую раздвоенность. Сын промышленника и внук дворянина, Пьер Ришар должен был продолжить семейную традицию и сделать карьеру в фамильной текстильной компании. Однако, достигнув совершеннолетия и получив диплом бакалавра, Пьер отказывается стать бизнесменом и поступает в Париже на драматические курсы. Тогда он и сменил имя. Но от былых времен остались не только воспоминания: он является владельцем поместья, где производится красное вино «Шато Бель-Эвек», более 60000 бутылок в год.
Свой творческий путь Ришар начинал в балетной труппе Мориса Бежара, который считал его перспективным танцовщиком. Своеобразную стажировку Ришар прошел в Национальном народном театре. Уже тогда он создал себе маску рассеянного и застенчивого, немного простодушного, но в то же время смышленого парня, у которого вечно всклокоченная голова, чересчур длинные руки и ноги и неудачная семейная жизнь. Именно такой образ и входит в кинематограф. В кино Пьера Ришара первым начал снимать режиссер Ив Робер сначала в «Блаженном Александре» (другое название - «Счастливчик Александр»), а потом в «Высоком блондине в черном ботинке» и «Возвращении высокого блондина». Однако талант Ришара оказался шире и многограннее: в фильме «Укол зонтиком» он в полной мере проявил свой трагикомический талант. В дальнейшем Ришар сам заказывает для себя сценарии и пробует выступить как режиссер.
Свой первый фильм «Рассеянный» Ришар поставил в 1970 году. Для реализации новых замыслов он создает небольшую кинокомпанию «Фильм фредолин». После двадцатилетнего перерыва Ришар вернулся в театр и сыграл в двух небольших пьесах комедиографа Жоржа Фейдо. Увлечения актера - баржа, стоящая у причала Сены в центре Парижа, гоночный автомобиль и мотоцикл. Кроме того, чтобы не терять форму, Ришар ежедневно бегает по утрам. Он также любит путешествовать, побывал во множестве стран, в том числе и в России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кузбассе. По этому поводу сам Пьер Ришар говорит: «Как выяснилось, в России у меня значительно больше друзей, чем я предполагал... Как ни странно, меня здесь помнят, любят и ждут в гости...».
115 лет назад (1893) умер Жан Мартен Шарко,
французский врач, психиатр и невропатолог
Жан Мартен Шарко родился 29 ноября 1825 года в Париже. Здесь же получил медицинское образование. С 1860 года - профессор парижского медицинского факультета, с 1862 года - главный врач женской больницы в Сальпетриере, с 1866 года читал здесь привлекшие огромный круг слушателей лекции. В 1872 году занял кафедру патологической анатомии в парижском медицинском факультете.
Первые научные работы ученого относятся к области суставного ревматизма и подагры. Затем Шарко занимался изучением пневмонии, с 1862 года - вопросами невропатологии, которую он не только обогатил множеством новых фактов и идей, но открыл в ней новые пути и истинно научные методы исследования. В 1882 году для Шарко была учреждена специальная кафедра нервных болезней.
Выдающемуся врачу и ученому принадлежат работы по эпилeпсии, истерии, спинномозговой сухотке, мышечной атрофии, параличах, афазии. Ряд работ Шарко посвящен психологии художественного творчества. На основе изучения гипноза Шарко установил роль внушения в возникновении истерических расстройств. Впервые в широком масштабе применил гипноз как метод лечения истерии. Именем Шарко назван метод гидротерапии - душ Шарко. Это душ «ударного» типа: струя под давлением 2-4 атмосферы бьет из шланга по телу человека с расстояния 3-5 метров. Вода подается через патрубок, подсоединенный к агрегату, в котором холодная вода смешивается с горячей вручную. Температура воды во время курсового лечения постепенно понижается с 36 до 25 градусов Цельсия. Время воздействия - 3-5 минут через день. Курс лечения - около 10 процедур. Душ Шарко помогает в лечении заболеваний внутренних органов, повышает тонус сосудистой системы, воздействует на мышцы, центральную нервную систему, активизируют защитную способность организма.
Шарко был не только ученым, но и великолепным рисовальщиком, коллекционировал картины, мозаики, гобелены, иконы и барельефы, изображавшие больных с неврологическими расстройствами, На основе своей коллекции издал (в сотрудничестве с Рише) две книги: «Безумие в искусстве» и «Уродства и болезни в искусстве». Умер Шарко в Морване (департамент Ньевр, Франция) 16 августа 1893 года.
155 лет назад (1853) умер Федор Петрович Гааз,
врач-гуманист, общественный деятель
Федор Петрович (Фридрих Йозеф) Гааз родился 24 августа 1780 года в немецком городе Мюнстерайфель в семье аптекаря. Медицинское образование получил в Вене. В 1806 году прибыл в Россию в качестве домашнего врача князя Репнина. Вскоре доктор Гааз стал самым популярным врачом Москвы, посещавшим и дворцы, и самые бедные жилища. С чьей-то легкой руки его прозвали «святым доктором Федором Петровичем». С 1807 года жил в Москве, был главным врачом Павловской больницы. Занимался также частной практикой и стал одним из наиболее известных московских врачей. Приобрел значительное состояние (имел собственный дом на Кузнецком мосту). В 1812-1814 годах - военный врач в действующей русской армии, с которой дошел до Парижа.
С 1828 года Федор Гааз - член Московского губернского тюремного комитета и главный врач (с 1829 года) московских тюрем. Деятельность Гааза была направлена на заботу о бедных и бездомных больных, заключенных пересыльных тюрем и их детях в соответствии с его девизом «Спешите делать добро». Добился значительного улучшения содержания заключенных, отмены железного прута, к которому приковывали группами каторжных и поселенцев для следования по этапу, замены тяжелых кандалов более легкими, обшитыми кожей («гаазовскими»). Однажды ради помилования престарелого раскольника доктор Гааз встал перед царем на колени. В другой раз отпустил с миром и деньгами на дорогу обокравшего его пациента. «Святой доктор» боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, постоянно лечил и снабжал лекарствами бедных больных. Все его сбережения ушли на благотворительность, умер он в бедности 16 августа 1853 года. В последний путь доктора Гааза провожали 20 тысяч москвичей. А на его могиле на Введенском кладбище высечен девиз, которому он следовал всю жизнь: «Спешите делать добро!».
Именины отмечают: Вячеслав, Иван, Исаакий и Кузьма