30 июля 2008
145 лет назад (1863) родился Генри Форд
Генри Форд родился 30 июля 1863 года близ Дирборна (штат Мичиган, США). В 16-летнем возрасте получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В те же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело. С 1893 года - главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани» (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки). В 1892-1893 годах создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (марка «Форд»). В 1899 году уволился с должности главного инженера, чтобы полностью заняться созданием собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899-1902 годах - главный инженер «Детройт отомобил компани». Компания обанкротилась, и Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в автогонках: ему удалось стать очень популярным автогонщиком.
В 1903 году, с помощью группы финансистов, основал «Форд мотор компани» (Ford Motor Company). Главной целью Форда стало превращение автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. В 1908 году Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» - надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам. В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании. В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку - Генри Форду II.
В мае 1946 года Генри Форд-старший был удостоен почетной премии за заслуги перед автопромышленностью, а в конце того же года Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. Генри Форд умер в возрасте 83-х лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. Таким образом завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжала активно развиваться.
61 год назад (1947) родился Арнольд Шварценеггер
Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) родился 30 июля 1947 года в семье австрийского полицейского в городе Граце (Австрия). В школе, где учился, увидел журнал с фотографией «Мистера Вселенная», культуриста Рега Парка. В статье утверждалось, что подобного может достичь каждый. Цель была поставлена: Арни поклялся себе, что станет «Мистером Вселенная». Обычно культуристы тренировались два-три раза в неделю, Арнольд - ежедневно. За три года тренировок он нарастил целых двадцать килограммов чистых мускулов. В восемнадцать лет Арнольда призвали в армию - он стал танкистом. Но каждый день Шварценеггер поднимался в пять утра, за час до подъема, чтобы успеть потренироваться, а после армейских занятий перед сном выкраивал еще два часа. Вскоре до него дошла новость, что в германском городе Штутгарте состоится конкурс культуристов-юниоров «Мистер Европа-65». Пришлось сбежать в «самоволку». Конкурс он выиграл и в казарму вернулся абсолютно счастливым, и неделя, проведенная на гауптвахте, этой радости не омрачила. Когда срок службы закончился, Шварценеггер переехал из Австрии в Германию - там условия для тренировок были лучше, а потом по контракту перебрался в Америку.
Шварценеггер многократно становился «Мистером Вселенная», «Мистером Олимпия», побеждал на многих других соревнованиях и в результате вошел в историю спорта как один из самых успешных культуристов мира. Шварценеггер приехал в Штаты практически без гроша и поначалу ютился в маленькой комнатке. По специальным журналам изучал возможности американского бизнеса и рынок спроса. Без чьего-либо совета, руководствуясь исключительно собственным чутьем, он понял: золотая жила в Америке - это недвижимость. С этого момента все призовые деньги от соревнований по бодибилдингу Шварценеггер стал вкладывать в бизнес.
Сначала он скупал квартиры, потом многоквартирные дома и офисные здания и стал зарабатывать миллионы. В 1982 году Шварценеггер снялся в картине Джона Милиуса «Конан-варвар». Это была одна из первых заметных ролей Арнольда в кино, после которой его перестали воспринимать только как спортсмена. В 1984 году на экраны вышел «Терминатор», превративший Шварценеггера из просто известного актера в суперзвезду. Арнольд не только активно снимался в кино («Полицейский в детском саду», «Терминатор-2», «Последний герой», «Бэтмен и Робин»), но и весьма успешно занимался предпринимательством: к середине 1990-х его годовая прибыль уже составляла около 40 миллионов долларов. Президент Джордж Буш назначил Шварценеггера на пост советника по культуре и спорту. Шварценеггер консультировал также администрацию штата Калифорния по проблемам оздоровления населения путем привлечения к участию в спорте и целенаправленному формированию здорового и красивого тела. Разработав соответствующие программы, он успешно реализовал их в 10 городах.
В 2003 году Шварценеггер объявил о намерении баллотироваться на пост губернатора Калифорнии. Президент США это решение поддержал. 8 октября 2003 года Арнольд Шварценеггер был избран губернатором Калифорнии от республиканцев. По данным CNN, он собрал больше всех голосов - 51,1 процента, а его ближайший соперник - вице-губернатор Круз Бустаманте - 35 процентов. Всего на пост губернатора Калифорнии баллотировались 135 кандидатов.
В 1978 году умер Умберто Нобиле, итальянский дирижаблестроитель
Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в Лауро (Авеллино) в семье юриста. Обучался в частной и государственной школах, лицее в Неаполе. По окончании инженерно-математического факультета университета в Неаполе пошел работать в дорожно-мостовое управление. Год спустя перешел в генеральную инспекцию железных дорог. В 1910 году в Неаполе впервые увидел полеты французского летчика Кине на биплане «Фарман», после чего увлекся воздухоплаванием. Подал документы в училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. По его окончании снова возвратился в Неаполь. В 1914 году, в начале первой мировой войны, был направлен на военный завод, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота. Участвовал в испытании нескольких видов дирижаблей. В 1916 году предложил разработанный в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля «О» (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен, и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. В 1917 году Нобиле был назначен на пост заместителя директора завода и навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением.
В 1919 году уже в качестве директора завода приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты. Весной 1924 года Нобиле встретился с известным норвежским полярным исследователем Амундсеном, который хотел заказать два гидроплана для полета к Северному полюсу. Приезд Амундсена и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет. Год спустя после безуспешной попытки достичь полюса на гидропланах Амундсен пригласил Нобиле участвовать в экспедиции на итальянском дирижабле через весь Северный Ледовитый океан от Свальбарда до северных берегов Аляски, покрыв расстояние более чем в 3500 километров.
В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль «N-I», или «Норге», как называл его Амундсен, вылетел из Рима и через Пулеме (Англия) и Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 километров. 11 мая из Кингсбея «Норге» начал перелет через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек: шести итальянцев, шести норвежцев, одного шведа и трех участников экспедиции, не имевших отношения к управлению воздушным кораблем: Амундсена, Элсуорта и журналиста Рамма. Командиром корабля был Нобиле. 12 мая «Норге» достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский. «Норге» проследовал дальше, двигаясь вдоль 150° западной долготы, и 13 мая пересек Северное побережье Аляски.
По плану дирижабль должен был приземлиться в Уэйнрайте, но, подсчитав, остатки горючего, Нобиле решил лететь до Нома. Берингов пролив встретил их ураганным ветром и густым туманом. Пришлось изменить маршрут и приземлиться у эскимосского селения Теллер в ста километрах от Нома. Перелет из Кингсбея в Теллер протяженностью 5300 километров над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания.
В 1928 году Нобиле возглавил итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Стартовав в Кингсбее 23 мая, «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей «Италии» не было суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал от радиста дирижабля сигнал бедствия, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции спасли моряки ледокола «Красин». В 1932-1936 годах Нобиле работал в СССР в качестве консультанта Дирижаблестроя. В 1939 году уехал в США, где преподавал аэронавтику. Возвратился в Италию после второй мировой войны. В 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания. Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, написал несколько книг и множество статей. Скончался 30 июля 1978 года в возрасте девяноста трех лет.
Именины отмечают: Лазарь, Леонид, Маргарита, Марина и Марианна